Разделительный мягкий знак урок - исследование
Цель: ознакомление с правилом употребления мягкого знака; формирование умения соотносить произношение слов с ь – разделительным знаком и их написание.
Что за буква, ктоузнает ?Звука не обозначает.Может только показать, Как согласную читать.
- Что вы знаете о «ь» ? - Что «ь» обозначает на письме? Догадайтесь, как превратить: хор – в хищного зверька;мел – в мелкое место;кон – в домашнее животное.
Запишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце – в первый столбик, в середине – во второй. Тень, коньки, угольки, кисель, осень, зверьки, пальто.
Сравните слова.- В каких словах происходит слияние согласного с гласным, а в каких звуки произносятся отдельно. Солю – сольюПолю – польюСемя – семья- Как на письме показано раздельное произношение согласного и следующего за ним гласного ?
Работа над правилом.Прочитайте и запишите слова, только с «Ь» разделительным в'й'уга стул'й'а сал'ут плат'й'э жыл'й'о алад'й'иПеред какими гласными написали «Ь» ?Какой звук слышится во всех словах с разделительным «Ь» ? ( Й )
Вывод: Буква «Ь» разделяет два согласных – {й} и предыдущий мягкий согласный звук.Звук {й} прячется в буквах: е, ё, ю, я, и.Чтение вывода по учебнику.
Схема – сигнал
Лексическая работа. К нам на урок пришёл герой из сказки А.Толстого «Золотой ключик». - Догадайтесь, кто это?
Подобрать к словам противоположные. Работа - … ( безделье)Свет - … ( тьма)Болезнь - … ( здоровье)Скука - … ( веселье)Враги - … ( друзья)Вред - … ( польза) -В каких словах мягкий знак - разделительный ? Почему?
Закрепление.- Сейчас вы будете работать корректорами. Исправьте ошибки. Лйот силный дожд. Папа принёс чучело воробя. Орёл взмахнул силными крылями.
Самостоятельная работа. Составьте и запишите пословицу. Перьями, птица, а, человек, красна, уменьем.
Итог урока. 1. В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? 2. Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? 3. Приведите свои примеры.