Восклицательные предложения. Черепанова Оксана Владимировна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №15 станица Старонижестеблиевская Краснодарский край
Цели урока: дать понятие о восклицательном предложении; развивать умения распознавать предложения по интонации и правильно их читать.
Повторение раннее изученного Над каким разделом языка мы работаем в последнее время? Что помогает он изучать нам? Чтобы оформить предложение на письме, какая ещё наука понадобится? Какие предложения по цели высказывания мы знаем? Почему мы их так называем?
Составьте устно вопросительные предложения, начинающиеся с указанных вопросительных слов: Что? Почему? Неужели? Сколько?
Определить цель высказывания стихотворения: Носорог — Какой же ты неряха, Носорог! Все время у тебя ужасный вид: Измята шкура, съехал на нос рог – И как тебе от мамы не влетит?
Определить цель высказывания стихотворения: б) Что это за головы Плавают в реке? Чьи там руки голые Машут вдалеке? Что за суматоха там С фырканьем и хохотом? Люди говорят: Купается отряд. (С. Маршак)
Определить цель высказывания стихотворения Дружеский совет На крапиву Не садись, Если сядешь — Не сердись. (С. Маршак)
Восклицательный знак Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны. А.Тетивкин
Запомните! Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. В русском языке есть специальные «восклицательные» слова: ну и, вот, ах, ох, эх.
Прочитайтете текст, вставляя пропущенные буквы и ставя знаки препинания. Знаете ли вы украинскую ночь О, вы (не) знаете украинской ночи. С сер…дины неба гл…дит месяц. Необ…ятный небесный свод раздвинулся еще необ…ятнее. Горит и дыш...т он Земля вся в серебристом свете.
Запишите предложения, распределяя их в два столбика: побудительные и повествовательные. Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!
Самостоятельная проверочная работа. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между зазеленевших деревьев. Но что это Лес огл.шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж..лища. Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.
Домашнее задание. Из басен Крылова выпишите 5 восклицательных предложений.
1.Изображение картинки-смайлика http://img.uz/d/2011/09/4e608af133638.gif 2. Изображения ромашки: http://www.kingdomjc.com/Oboi/16.jpg 3. Изображение крапивы: http://images4.moifoto.ru/big/1/37/1724524cnl.jpg?1362276996 4.Изображение ночи http://grandwallpapers.net/photo/bolshoi-mesyats-1400x1050.jpg 5. Изображение ранней весны http://www.artscroll.ru/Images/2008/k/Kryizhitskiy%20Konstantin%20Yakovlevich/000052.jpg Активные ссылки на использованные изображения: