ОРГАНИЗАЦИЯ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТРЕНАЖЕРОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Цель : выявление влияния лингвистических тренажеров как одного из видов контроля за знаниями , умениями и навыками учащихся на развитие орфографических и пунктуационных навыков и повышения грамотности учащихся.
На сегодняшнем этапе использование лингвистических тренажеров на уроках русского языка при опросе учащихся с целью развития орфографических и пунктуационных навыков позволяет учителю реализовывать свои педагогические идей, а учащимся дает возможность выбора в огромном образовательном пространстве. Тем самым реализуется главная идея образования – индивидуальный и дифференцированный подход к ученику с учетом его личностного развития.Проблема исследования обусловлена тем, что опрос школьников чаще всего проводится учителем « стихийно» или однообразно, а без четко спланированной системы ежедневного контроля (опроса) учащихся отмечается низкий уровень знаний, умений и навыков школьников.Необходимость избранной темы объясняется огромной значимостью затрагиваемого материала для современной школы в условиях единого государственного экзамена.
Объектом исследования являются лингвистические тренажеры, которые используются на уроках русского языка с целью контроля знаний, умений и навыков учащихся.Предметом исследования является выявление зависимости между использованием в процессе контроля знаний, умений и навыков учащихся лингвистических тренажеров и качественных результатов обучения русскому языку, развитием образно-логического мышления внимания, познавательного интереса к предмету.
Использование на уроках лингвистических тренажеров предполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определенную группировку и систематизацию полученных знаний, обеспечивают длительное экспонирование языкового материала. В его форме заложены возможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего понимание изучаемого материала, сознательное усвоение его , раскрытие тех отношений противопоставленности, которые свойственны языку. Указанные особенности лингвистических тренажеров позволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их : формирование орфографических и пунктуационных навыков , а главная дидактическая функция состоит в том, что они призваны вооружить ученика ориентирами для применения правила, должны создать ориентировочную основу действия.
Что значит лингвистический тренажер ?Это разбивка правила на несколько этапов, вычленение особенностей правила.В чем преимущество лингвистического тренажера?Лингвистический тренажер выделяет главное, основное в изучаемом правиле, облегчает понимание орфографической закономерности, что очень важно с точки зрения формирования навыков.Лингвистический тренажер помогает запомнить правописание орфограмм, слов- исключений.Лингвистический тренажер позволяет максимально обыграть каждую орфограмму, охватить гораздо больший круг слов.4. Лингвистический тренажер можно использовать в качестве помощника при выполнении заданий и упражнений.Лингвистический тренажер используется на контрольно-обобщающихуроках в качестве одного из приемов проверки знаний и умений учащихся.Таким образом, лингвистический тренажер облегчает понимание, применение и запоминание правила, является хорошим контролером знаний учащихся.
Виды лингвистических тренажеров
Лингвистический тренажер - КРУГ
Лингвистический тренажер- ИНФОРМАТОР
Лингвистический тренажер – «пятиминутка»
Лингвистический тренажер - тест 1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?А. лапотникБ. ДумаВ. княжичГ. боярин2. Какая из данных пар слов не является антонимами ?А. юный – старыйБ. щедрый – скупойВ. присутствовать – отсутствиеГ. создавать – разрушать3. В каком предложении есть фразеологизм ?А. Птица расправила крылья и взвилась в небо.Б. Они решили пойти навстречу матери и рассказать ей обо всем.В. В конце коридора они увидели свет.Г. Мы продвигались к озеру черепашьими шагами.
Карточка контроля знаний.
В ходе достижения цели исследования была выявлена педагогическая эффективность организации опроса с использованием лингвистических тренажеров с целью повышения орфографических навыков, которая позволила сделать вывод :о положительном влиянии использовании лингвистических тренажеров на уроках русского языка;2. о формировании устойчивых орфографических навыков учащихся, внимания, наблюдательности;3. о повышении познавательного интереса и положительного эмоциональногофона обучения ;4. о развитии мышления, речи учащихся, творческих способностей;5. о повышении качества обученности учащихся;
Спасибо за внимание !