Тема: Имя прилагательное. Повторение.(Урок русского языка в 6-ом классе) Учитель: Пучкова М. В.МОУ Таскаевская СОШ
Цели: 1. Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Имя прилагательное». Закрепление.2. Умение находить прилагательные в предложении и словосочетании, определять их грамматические признаки; разряд по значению, выражать свои мысли. 3. Воспитание интереса и изучению русского языка.
Оборудование: План темы “Имя прилагательное” Таблицы с изученными орфограммами Карточки Тесты Текст о феврале Иллюстрации картин (И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”; Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье”)
Ход урока 1. Сообщение темы и целей урока.Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что изучили в теме “Имя прилагательное”.Итак, что же на уроке мы должны знать и уметь?Знать: что такое имя прилагательное; его грамматические признаки; правописание прилагательных; Уметь: находить имена прилагательные; определять грамматические признаки; правильно писать имена прилагательные с изученными орфограммами;
2. Индивидуальная работа по карточкам3. Фронтальный опрос Какую часть речи закончили изучать? Что нового о прилагательном в 6 классе узнали? Составьте связный рассказ на тему: “Что я знаю об имени прилагательном” по данному плану. 4. Комментированное письмо.На стёклах, сплошь заиндевелых,Февральский выписал мороз Сплетенье трав молочно-белых И серебристо-синих роз. Пейзаж тропического лета Рисует стужа на окне.Зачем ей розы? Видно, этоЗима тоскует о весне.Д. Кедрин
О чём говорится в этом четверостишье? Какую картину вы себе представили? Как вы понимаете значение слова заиндевелых? Подберите и запишите синонимы к слову выписал; Назовите прилагательные; Найдите орфограммы в прилагательных; Как мы различаем на письме суффиксы прилагательных –к- и –ск-; Какие прилагательные называются сложными? Расскажите правило, приведите примеры; Рифмованное правило; Подчеркните грамматическую основу предложения. 5. Творческое задание:К прилагательным подобрать и записать синонимичные сложные прилагательные.изумрудный –салатный -бирюзовый -багровый -индиговый -стальной -
6. Историческая справкаНазвание месяца “февраль” - латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские морозы – последние, завершающие зиму. Какие ещё знаете названия у февраля? (лютень, снежень, бокогрей, вьюговей.)Знаете ли вы приметы, связанные с февралём?В феврале сильные морозы – короткая зима.Тёплый февраль приносит холодную весну.Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.Послушайте, как описывает февраль писатель Николай Сладков(Тексты на столах “Круговерть”)
7. Морфологический разборФевральский (мороз)8. Творческое задание:Вспомните и назовите картины, связанные с описанием природы в феврале. (И. Э. Грабарь “Февральская лазурь”, Г. Г. Нисский “Февраль. Подмосковье ”) По данным картинам составьте и запишите пять словосочетаний, используя в них качественные и относительные прилагательные. Давайте вспомним, какие прилагательные называются качественными, а какие относительными. Какие прилагательные не имеют степеней сравнения?
9. Словарный диктантНазовите орфограммы, изученные в теме “Имя прилагательное”.Словарный диктант проводит заранее подготовленный ученик.2 ученика у доски работают (взаимопроверка).10. Игра “Четвёртое лишнее”дремуч(?), из-за туч(?), свеж(?), горяч(?)(не)взрачный, (не)настный, (не)внимательный, (не)брежный спишите, раскрыв скобки; найдите и объясните “лишнее” слово; рифмованное правило
10. Буквенный диктант(Н и НН в прилагательных) торжественный ледяной туманный ветреный законный организационный лебединый кожаный стеклянный соколиный
12. Работа с тестом за компьютером
13. Подведение итогов Посмотрите в тетради и скажите, что мы на уроке повторили? Всё ли было понятно? Узнали на уроке что-нибудь новое? Комментирование оценок. Чья работа на уроке вам понравилась? 14. Домашнее задание: подготовиться к контрольному диктанту; написать мини-сочинение на тему “Зима”, указать разряды прилагательных.