Урок русского языка в 5 классе по УМК под редакцией Бабайцевой Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 256 с углублённым изучением отдельных предметов ГО ЗАТО г. Фокино, Приморский край
Отгадайте слово по его значению 1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи. 2. То, что может заболеть от бессонницы. 3. То, что мы называем началом колонны. 4. Единица счета скота. 5. То, что можно сложить в неравном бою. (Голова) Записываем: Жить с хорошей головой, что с богатой кладовой.
Запишем более развёрнутый контекст для одного многозначного слова Догадайтесь какого Лучами красит солнышко стальное полотно. Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. Какое полотно имеет в виду поэт? Какое полотно ещё бывает? Что общего между железнодорожным полотном и тканью? Запишем. Полотно – это и лента в механизме, конвейере, и художественное полотно – картина.
Придумайте предложение со словом «полотно» в значении «картина» Новое полотно Васнецова вызвало всеобщий интерес: на нём была изображена Алёнушка у ручья.
Есть ли в этом отрывке из песни ещё одно многозначное слово, которое может неожиданно связать пассажира, врача, посетителя музея, юношу? Лучами красит солнышко стальное полотно. Без устали, без устали смотрю, смотрю в окно. Смотреть направлять взгляд на кого-то, чего-то; осматривать, ставить диагноз; знакомиться с чем-то; брать пример с кого-то; «смотрите!» т.е. «берегитесь!»
Самостоятельная работа Интересен глагол «завести». Что можно завести? Допишите разъяснение. Завели собаку, т.е. … . Завели хозяйство, т.е. … . Завели песню, т.е. … . Завели разговор, т.е. … . Завели мотор, т.е. … . Завели в тупик, т.е. … .
Объяснение домашнего задания §57, упр. 717.
Использованные материалы http://nearyou.ru/vvasnetsov/talen81.jpg http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-05/1273565379_sshot-1.jpg Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа, 2004 Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя.- М.: ТЦ Сфера, 2003