PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Трудные случаи в орфографии
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Трудные случаи в орфографии


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Трудные случаи в орфографии


Скачать эту презентацию



№ слайда 1 Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык
Описание слайда:

Трудные случаи в орфографии лекцию ведет Жданова Людмила Яковлевна Русский язык для абитуриентов

№ слайда 2 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова
Описание слайда:

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Понимание морфемной структуры слова ведет к сознательному усвоению правил правописания (орфографии). Ведущим принципом русского правописания является морфологический, который устанавливает единообразное написание морфем вне зависимости от произношения. Например, корневая морфема -вод- пишется одинаково во всех однокоренных словах, хотя произносится по-разному: во ды, вода , водяно й, води чка, подво дный: корневая морфема -зем-/-земл-/-земел- во всех словах пишется с гласной е независимо от произношения: земля , зе мли, земе льный, земли стый, о земь и т.д.

№ слайда 3 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет
Описание слайда:

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Морфологический принцип определяет основное правило русской орфографии – правописание корневых безударных гласных, проверяемых ударением. Если морфемы пишутся одинаково, то в безударном положении, где гласный произносится неясно, он будет обозначен той же буквой, что и под ударением (ср.: копче ности – ко поть, вдалеке – да ль, затаи ть – та йна). Значит, чтобы написать правильно слово с безударным гласным, нужно так изменить слово или подобрать такое родственное слово, где бы проверяемый гласный корня находился под ударением.

№ слайда 4 Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомнить, что корневой без
Описание слайда:

Проверяемые безударные гласные в корнях слов Следует запомнить, что корневой безударный гласный в глаголах совершенного вида нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива-. Например: опозда ть проверяем словом по здно, а не словом опа здывать; вы бросить проверяем словом сбро с или бро сить, а не словом выбра сывать. Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Упражнение 2. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

№ слайда 5 Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих сл
Описание слайда:

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением; например: соба ка, ваго н, арома т, аплоди ровать. Непроверяемые написания слов называются т р а д и ц и о н н ы м и. Слова с традиционными написаниями нужно запоминать. В случае затруднения следует обращаться к орфографическому словарю. Упражнение 3. Перепишите; вставьте пропущенные гласные и подчеркните их. Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные гласные. В случае затруднения справляйтесь в орфографическом словаре. Упражнение 5. Перепишите и запомните пары слов.

№ слайда 6 Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть,
Описание слайда:

Чередующиеся гласные в корнях слов Задача 1. Даны слова: миролюбивый, замереть, замирать, примирились, примерять (платье), примирять (поссорившихся). Какие известны способы проверки гласных в корнях слов? Как проверить правописание гласных в корнях данных слов? Упражнение 6. Перепишите; вставьте пропущенные буквы и выделите корни. Сделайте морфемный анализ выделенных слов.

№ слайда 7 Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав
Описание слайда:

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зависит от ударения 1. гар-/гор- клан-/клон- твар-/твор- И с к л ю ч е н и я: пригарь, утварь. 2. зар-/зор- – в безударном положении пишется а И с к л ю ч е н и я: зоревать, ворянка. в безударном положении пишется о

№ слайда 8 Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав
Описание слайда:

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зависит от следующего за корнем суффикса или от характера согласной (согласных) корня 1. бер-/бир дер-/дир мер-/мир- пер-/пир- тер-/тир- блест-/блист- жег-/жиг- стел-/стил- чет-/чит- И с к л ю ч е н и я: сочетать, сочетание. 2. лаг(а)-/лож- кас(а)-/косн И с к л ю ч е н и е: полог. 3. раст-(ращ-)/рос-(росл-): правописание гласных зависит от характера согласных корня И с к л ю ч е н и я: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, подростковый (от подросток), но: отрасль. 4. скач-/скоч- И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу. в корнях пишется и, если за корнем следует суффикс -а- в корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-. Различным будет и характер согласных корня

№ слайда 9 Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зав
Описание слайда:

Корни с чередованием гласных о/а, е/и. Корни, в которых правописание гласной зависит от смысла 1. мак-/мок-(моч-): слова с корнем мак- имеют значение «опускать, погружать в жидкость»: обмакнуть кисть в краску, макать хлеб в молоко; слова с корнем мок-(моч-) имеют значение «пропускать или не пропускать жидкость», «становится влажным, мокрым»: промокают (сапоги), вымокнуть (под дождем), непромокаемый (плащ); слова промокать (написанное), промокательная (бумага), промокашка пишутся с корнем мок-. 2. равн-/ровн-: корень равн- связан со значением «равный, одинаковый, сходный» (по величине, качеству, достоинству): равные величины, равномерное движение, равные условия, сравнять счет в игре; корень ровн- связан со значением «ровный, гладкий, прямой»: ровная поверхность, заровнять яму. И с к л ю ч е н и я: равнина, но: ровесник, уровень, поровну. Слово равнение (во всех значениях) пишется с корнем равн-. плав-/плов-/плыв-: во всех словах пишется корень плав- (плавники, жук-плавунец, плавучий). И с к л ю ч е н и я: пловец, пловчиха, плывуны и производные от них.

№ слайда 10 Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Алгоритм 1. Правописание О – Ё после шипящих

№ слайда 11 Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень 1. В ко
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – корень 1. В корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (щётка – щетина, шёпот – шептать, дешёвый – дешевле); в остальных случаях пишется о: шорох, шов, шок 2. жог- – жёг-: в именах существительных пишется о, в глаголах – ё: ожог руки – ожёг руку, поджог сарая – поджёг сарай

№ слайда 12 Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или ок
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В глаголах и отглагольных образованиях (отглагольные прилагательные, причастия, отглагольные существительные) всегда пишется ё 1. В окончаниях глаголов – ё: печёшь, жжёшь 2. В суффиксах: а) глаголов – ё: выкорчёвывать, размежёвывать; б) отглагольных прилагательных – ё: мощёный, кручёный, золоченный (от мостить, крутить, золотить); в) причастий – ё: сгущённый, заряжённый (от сгустить, зарядить); г) отглагольных существительных – ё: корчёвка, ночёвка (от корчевать, ночевать), копчёности (от копчёный – коптить), сгущёнка (от сгущённый – сгустить)

№ слайда 13 Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или ок
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Ч а с т ь с л о в а (м о р ф е м а) – суффикс или окончание В именах существительных и отыменных образованиях (отыменные прилагательные) под ударением пишется о, в безударном положении - е 1. В окончаниях существительных и прилагательных – о: ключо м, ножо м, чужо го, большо го, но: ду шем, пла чем, хоро шего 2. В суффиксах: а) существительных –ок, -онк, -онок–о: пушо к, речо нка, волчо нок (от пух, река, волк); б) отыменных прилагательных –о: кумачо вый, холщо вый (от кумач, холст), но: плю шевый

№ слайда 14 Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить: На конце наречий пишется о: свежо
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Следует запомнить: На конце наречий пишется о: свежо, горячо (и с к л ю ч е н и е: ещё). В именах существительных и прилагательных пишется о, если оно является беглым: смешон – смешной, княжон – княжна. Пишется ё в суффиксе существительных ёр: стажёр, ретушёр. Пишется ё в словах причём, нипочём. Запомните правописание слов трущоба, чащоба, трещотка.

№ слайда 15 Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка –
Описание слайда:

Гласные о – ё после шипящих Задача 2. Даны слова: речонка – сгущёнка, трещотка – щётка, шёпот – шорох, смешон – поражён, ковшовый – дешёвый. Задача 3. Даны слова: деньж..нки – саж..нки, душ..нка – пш..нка, княж..н – изображ..н, рубаш..нка – туш..нка, собач..нка – печ..нка, луч..м – печ..м, нож..вка – размеж..вка, плеч..м – нипоч..м, обж..ры – стаж..ры. Как вы будете рассуждать, какие примените правила, чтобы верно вставить пропущенные гласные о – ё? Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните написание.

№ слайда 16 Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Описание слайда:

Гласные после ц Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

№ слайда 17 Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные Всем известно, как преле
Описание слайда:

Правописание согласных в корне Непроизносимые согласные Всем известно, как прелестно Букву т писать уместно, Но опасно и ужасно Букву т писать напрасно. Да и не только букву т. Чтобы убедиться, что в слове есть непроизносимая согласная, нужно подобрать такое родственное слово, где бы эта согласная зазвучала; например: известно – известие, прелестно – прелесть, уместно – место, но: опасно – опасен, ужасно – ужасен, напрасно – напрасен. Упражнение 9. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы; рядом пишите проверочные слова.

№ слайда 18 Правописание согласных в корне Удвоенные согласные Удвоенные согласные в корнях
Описание слайда:

Правописание согласных в корне Удвоенные согласные Удвоенные согласные в корнях слов пишутся, как правило, в заимствованных словах. Написание таких слов следует запоминать, а в случае затруднений справляться в орфографическом словаре. Упражнение 10. Перепишите и запомните правописание слов Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справляйтесь в орфографическом словаре. С выделенными словосочетаниями составьте предложения.

№ слайда 19 Правописание согласных в корне Запомните, что жж пишется в таких исконно русских
Описание слайда:

Правописание согласных в корне Запомните, что жж пишется в таких исконно русских словах, как вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них словах, например: можжевеловый, дрожжевой, жужжащий и т.п.; в некоторых формах глагола жечь, где г чередуется с ж: жжешь, жжет, жженый (ср.: жгут, жгу). Во всех остальных случаях пишется зж, хотя слышится долгий звук [ж]: дребезжащий (вдребезги), визжащий (визг), брюзжащий (брюзга), брызжущий (брызги) и т.п.

№ слайда 20 Правописание приставок Согласные в приставках
Описание слайда:

Правописание приставок Согласные в приставках

№ слайда 21 Правописание приставок Гласные в приставках Упражнение 12. Перепишите, вставляя
Описание слайда:

Правописание приставок Гласные в приставках Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки. Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы.

№ слайда 22 Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приста
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Сочетания согласных букв На стыке приставки и корня нередко происходит удвоение согласных; при этом одна согласная относится к корню, а другая – к приставке; например: под-дать, рас-сыпать, раз-задорить, рас-стелить. В словах изжить, разжечь, возжечь, безжизненный и др. слышится долгий звук [ж], но пишется зж (з приставочное и ж корневое). В словах расщепленный, расщедриться, расщелина, расчет, рассчитывать и т.п. слышится звук [ш]. Чтобы не ошибиться в правописании, нужно определить, от какого корня образовано слово и при помощи какой приставки; например: расщепленный от рас-щепить, щепа, щепка.

№ слайда 23 Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пишетс
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что перед корнем –чёт- пишется с, а перед корнем –чит- – сс (расчет – рассчитывать). И с к л ю ч е н и е: бессчетный (без счета). Упражнение 14. Перепишите, вставляя буквы с или сс. Выделите приставки и корни.

№ слайда 24 Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделитель
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Буквы ы и и после приставок. Разделительные ь и ъ Упражнение 15. Перепишите, вставляя пропущенные буквы: выделите приставки. Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; объясните написание.

№ слайда 25 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и п
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставки пре- и при- различаются по значению. Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: пришить, пристегнуть, приплыть, придвинуть, приклеить, пристроить, приумножить (т.е. прибавить); 2) неполноту действия или доведение действия до конца: приоткрыть, приподняться, присмиреть, приукрасить, присесть, притворить, пристрелить, прикончить, придумать; 3) пространственную близость: пригородный, придорожный, приморский, приусадебный, пришкольный, прибрежный.

№ слайда 26 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставка пре- обо
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Приставка пре- обозначает: 1) высшую степень качества, действия: преогромный, премилый, презабавный, преуспеть, преувеличить; 2) то же, что и приставка пере-: преградить (перегородить), прервать (перервать). Однако правописание не всех слов с приставками пре- и при- можно объяснить с помощью приведенных выше значений. В некоторых словах значение приставок затемнено; например: преследовать, причудливый, пристойный, прискорбие. В других – приставка срослась с корнем; например: препятствие, презирать, прибор, приятель, привет, прилежный. Поэтому написание многих слов приходится запоминать.

№ слайда 27 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наи
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Ниже приведены наиболее трудные в отношении правописания слова с приставками пре- и при-, а также слова иноязычного происхождения:

№ слайда 28 Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Различие в написан
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Приставки пре- и при- Различие в написании следующих слов связано с различием в их значении:

№ слайда 29 Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что преувеличить пишется толь
Описание слайда:

Правописание на стыке приставки и корня Запомните, что преувеличить пишется только с приставкой пре-. Запомните написание слов с приставками пре- и при- в словосочетаниях: преклонный («приближающийся к старости») возраст, неприступная (от приступ) крепость, камень преткновения («помеха, затруднение»), непреложный закон («не подлежащий изменения, нерушимый»), непреходящее значение («безвременное, долговечное»), превратности судьбы («злоключения, перемена, поворот в событиях»). Упражнение 17. Вставьте пропущенные буквы; выделите приставки. Сгруппируйте слова в соответствии с основными значениями приставок пре- и при-. Упражнение 18. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

№ слайда 30 Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с по
Описание слайда:

Общие правила правописания сложных слов Большинство сложных слов образуется с помощью соединительных гласных о и е. Соединительная гласная о пишется после основ на твердый согласный: книголюб, водопад, лесоруб, водолаз, винодел, волномер, ледокол, а соединительная гласная е – после основ на мягкий согласный и после основ на шипящий и ц: сталевар, оленевод, огнемет, землекоп, птицелов, кашевар, пешеход. Среди сложных слов, образованных без соединительных гласных, следует выделить слова, первой частью которых являются количественные числительные в родительном падеже: семилетка, сорокаградусный, трехэтажный, десятидневный. И с к л ю ч е н и е составляют числительные сто и девяносто, которые не изменяют своей формы в составе сложных слов: девяностолетие, стокилометровый.; существительное сороконожка пишется с соединительной гласной о; числительное тысяча в составе сложных слов пишется с соединительной гласной е: тысячелетие, тысячекилометровый.

№ слайда 31 Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью со
Описание слайда:

Общие правила правописания сложных слов Сложные слова, образованные с помощью соединительных гласных, а также сложные слова, первой частью которых являются числительные, пишутся слитно. Сложные слова, в которых первой частью является числительное полу-, всегда пишутся слитно: полумрак, полуфинальный, полунасыщенный, полуостров. Числительное пол- в сложных словах пишется слитно, если вторая часть слова начинается с согласной буквы, кроме л: полметра, полстакана, полпорции, полседьмого, полсвета, и пишется через дефис, если вторая часть сложного слова начинается с буквы л, с гласной или с прописной буквы: пол-листа, пол-ложки, пол-арбуза, пол-апельсина, пол-Европы.

№ слайда 32 Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: П
Описание слайда:

Общие правила правописания сложных слов Представим это правило в виде таблицы: П р и м е ч а н и е: При написании аббревиатур следует помнить, что между буквами, составляющими ее, точки не ставятся; например: РФ, втуз, вуз; в конце первой части сложносокращенных слов пишется всегда одна согласная, даже если в полном слове пишется две; например: колхоз (от коллективное хозяйство), стенгазета (от стенная газета).

Скачать эту презентацию


Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru