Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе.
Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вновь я посетил Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года незаметных.
Луна сияла , июльская ночь была тиха. Луна сияла , июльская ночь была тиха.
ССП ССП
ПП ПП
ССП ССП
СПП СПП
БСП БСП
Сложное предложение Сложное предложение Сложносочиненное предложение Пунктуация
и да (=и) ни…ни тоже также не только – но и как – так и
то…то или (иль) либо не то…не то то ли…то ли
а но да (=но) однако зато же только (= но)
1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. 1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение) 2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)
То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.
3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими. 4. Либо я все устрою по – прежнему, либо я его на дуэль вызову.
5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика. 6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.
2. 2. 5. 3.
6. [ - = ] , зато [ = ]. 6. [ - = ] , зато [ = ]. 1. 4.
Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Части сложносочиненного предложения разделяются запятой. Например: Весь день в лесу был золотой, а вечером заря горела в полнеба
1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 1. То светило солнце то шел дождь.(1 балл) 2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) 3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
То светило солнце, то шел дождь. (1балл) То светило солнце, то шел дождь. (1балл) На горе то расстилался лес малахитового оттенка, то тянулись курчавые заросли , то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла) Разговор то смолкал, то возобновлялся с новой силой, и, будто слушая новости, речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)
В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.
Если его части объединены общим второстепенным членом. Если его части объединены общим второстепенным членом. Если все его части являются вопросительными, побудительными, восклицательными предложениями. Это кто такие и что им надобно? Как хороша эта девушка и как она умна! Гармонь, играй и веселитесь, люди!
Становилось жарко и я поспешил домой. Становилось жарко и я поспешил домой. Сумерки приближались и надо было торопиться. Вот крик и снова все затихло. От кого письмо и что в нем сообщается?
А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. А. По всей округе ливни льют, веревки из дождинок вьют. Б. Сыпучий снег летит на плечи, над головою сучья гнет. В. Огород внизу начинает чернеть, а в лесу бело. Г. Облетают с яблонь листья, сухо шепчутся с травой.
А. Не то это были вспышки далеких взрывов, не то сверкали зарницы. Б. Тяжело складывались слова, да еще волнение мешало говорить. В. Месяца не было, звезды тоже не светили. Г. Было темно, и я не видел ни деревьев, ни воды, ни людей.
А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. А. Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть. Б. Здесь краски не ярки и звуки не резки. В. Звали вдаль журавлиные стаи и орлиный мне слышался крик. Г. Солнышко село и зорька погасла.
А. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь. Б. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет. В. Притихли и дядя Коля, и Марина, и даже маленький сынишка, и такая же тишина установилась вокруг. Г. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
А. Все разнообразие и вся прелесть и вся красота жизни слагается из света и тени. Б. По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни. В. Много видел он стран и дорог средь огня и военного дыма. Г. Работы вам и детям вашим и внукам довольно будет.
В В Б Б Б Б
Сумма ваших баллов за урок? Сумма ваших баллов за урок? «5» - 22 -26 баллов «4» - 17-21 балл «3» - 12-16 баллов
1 уровень – упражнение 66 1 уровень – упражнение 66 2 уровень - упражнение 64 3 уровень – выписать из комедии «Горе от ума» 6-7 ССП с разными смысловыми отношениями между частями предложения