Методическая разработка темы образовательной программы по русскому языку в 9 классе по теме «Сложносочинённое предложение" Мышаева Евгения Петровнаучитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МБОУ «Средняя школа №13» педагогический стаж -18 лет образование - Нижегородский государственный педагогический университет имени Горького,1996г Автор – составитель:М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов
Актуальность выбранной темы Трудности учащихся в освоении данного раздела грамматикиЧастые ошибки в письменной и устной речиНеумение учащихся создавать сложные синтаксические конструкции – рассужденияВопросы данного раздела программы включены в содержание КИМов ГИА и ЕГЭ по русскому языку
Актуальность выбранной темы1. Мониторинг контрольной работы по теме «Сложносочиненное предложение»2008-2009 учебный год – 30% качества2010-2011 учебный год – 37% качества2. Результаты ГИА по школе (задание В7)2008-2009 учебный год – 41% 2009-2010 учебный год – 41%2010-2011 учебный год – 35%
Актуальность выбранной темы3. Результаты ЕГЭ по школе (задание А 21)2008-2009 учебный год – 83 %2009-2010 учебный год – 52 %2010-2011 учебный год – 57 %
ЦельФормирование у обучающихся лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций через изучение сложносочинённых предложений
Задачи при изучении темы «Сложносочинённое предложение»Образовательные Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях Различать простые предложения с однородными членами и ССП Определять смысловые отношения между частями ССП Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях
Задачи при изучении темы «Сложносочинённое предложение»Развивающие Развить коммуникативные умения учащихся, совершенствовать языковое чутье школьников, способность выражать и защищать свою позицию словом Развить пунктуационную грамотность Развить языковую компетенцию учащихся, используя в своей речи ССП
Задачи при изучении темы «Сложносочинённое предложение»Воспитательные Воспитать интерес к русскому языку Формировать мировоззрение учащихся, их жизненную позицию Воспитать вдумчивое и бережное отношение к слову
Психолого-педагогические особенности учеников 9 классаСтремление к познанию, активность, инициативность, упорство в достижении поставленной целиУвеличение объема памяти, внимания, избирательностьФормирование активного самосознания, творческого мышленияНарастание способности к абстрактному мышлениюБурный рост, развитие и перестройка организма ребенка
Мотивация учебной деятельностиАктивность направлена на общение со сверстникамиВедущий мотив учения – стремление подростка завоевать определенное положение в классе, выделиться, добиться признанияОтметка - достаточно действенный мотиватор ученияПознавательные интересы подростков имеют большую вариативностьУровень познавательных интересов низкий
Психолого-педагогические особенности учеников 9а класса МБОУ СОШ №13
Психолого-педагогические особенности учеников 9а класса МБОУ СОШ №13
Ожидаемые результаты изучения темыПравильно ставить знаки препинания в ССП Составлять схемы предложений Использовать в речи сложносочинённые предложенияРазличать простые предложения с однородными членами и ССПОпределять смысловые отношения между частями ССП
Методы организацииучебно-познавательной деятельности
Формы организацииучебных занятий
Технологии организации деятельности
Система знаний и система деятельностиА) устный опросБ) письменный опросВ) работа с карточкамиГ) тестовые заданияД) творческие заданияА) тестовые заданияБ) зачет по темеВ) создание презентаций, рефератов, проектов и др.Г) контрольный диктант, изложение, сочинение
Структура содержания тематических модулей образовательной программы
Структура содержания тематических модулей образовательной программыИтого: 51 час +17 развитие речи
Методическая разработка темы «Сложносочинённое предложение» Количество часов по программе – 5 ч +2ч развития речи
Тематическое планирование по теме: «Сложносочинённое предложение»
Тематическое планирование по теме: «Сложносочинённое предложение»
Проект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них»Цель урока: научить учащихся расставлять знаки препинания в ССП.Задачи урока:обучающие: повторить сведения о сложных предложениях. Дать определение ССП; различать простые предложения с однородными членами и ССП; определять смысловые отношения между частями ССП; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;развивающие: развить творческие способности; развить языковую компетенцию учащихся;воспитательные: воспитать вдумчивое и бережное отношение к слову.Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.Оборудование: учебники, рабочие тетради, доска, мультимедийная презентация, компьютер учителя, мультимедийный экран, раздаточный материал, грамматические тетради.
Проект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них»
Лексическая разминкаДать толкование лексического значенияслов:Лирический-лиричный; сборочныйсборный; цельный-целый.Как называются эти слова? Составить сними словосочетания.
Тестовое задание 1. Поставьте, где нужно запятую перед союзом И:Воздух дышит весенним ароматом и вся природа оживляется.Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали товарищам свои приключения.2. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:Туча нависшая над высокими вершинами тополей уже сыпала дождиком.Матрос вышел на омываемую брызгами волн палубу.3. Поставьте, где нужно, знаки препинания при обособленных членах предложения:Видно было, что он примчался сюда не переводя духа.Временами от ветра по реке пробегала лёгкая зыбь сверкая на солнце.4.Поставьте, где нужно, запятые:Поставить стих на службу человеку- нелёгкое поверьте ремесло.Вы ему поверьте в последний раз.5. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым:Бережливость это созидание.Разумно жить минутой дорожить.Романтизм вот первое слово, огласившее пушкинский период.6. Поставьте, где нужно, запятые:Я помню что я озяб ужасно что квартира была холодна что чай не согрел меня.Они получили известие что Волга стала и что через неё потянулись обозы.
Закрепление изученного о сложных предложениях. Тренировочные упражнения.Записать под диктовку текст. Найти в нём ССП, подчеркнуть в нихграмматические основы. Начертить схемы.Весною разливались реки: широко, свободно и мощно. Шли тяжёлыеволны, рябя речное тело, и от них расходился влажный,придавленный шум, тревожащий и неспокойный. Стаивали снега. Насоснах вырастали смолистые свечи и пахли крепко. Небо поднималось выше и синело, а в сумерках оно было зеленовато-зыбким и манящимгрустью.(В.Пильняк)Беседа:Сколько частей в этих ССП?Как они связаны?Какие другие конструкции также связаны с помощью сочинительных союзов?К какой группе по значению и по союзам относятся эти ССП?Обоснуйте постановку знаков препинания в них.
Графический диктант: начертить схемы диктуемых предложений, указать вид союза 1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.2) Раз гуляя по лесу, я чуть-чуть не заблудился, но, к счастью, набрёл на тропу, и она привела меня к морю.3) С востока надвигались тёмные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.4) В душном воздухе то раздавались удары лопат о камень, то заунывно пели колёса тачек.5) Дорога то уходила в овраг, то вилась по откосу горы, и у края земли лежали новые огромные груды облаков.6) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.7) Дверь в комнату была приоткрыта, зато окна были закрыты ставнями.8) Либо это гудит приближающийся к пристани катер, либо сигналит буксирный пароходик с баржей.
Дифференцированные упражненияВставить нужные по смыслу союзы, поставить недостающие знаки препинания:1)Из-за леса робко выглянула луна…(но, да) дождя уже не было.2) Я уже лёг спать …(и, но, да) вспомнил, что забыл выключить газовую плиту…(и, да) встал.3) Небо было пасмурно…(а, но) дождя уже не было.4)В этих краях… морозов не было в январе…Метели не бушевали (и-и, либо-либо, ни-ни).Из простых предложений образуйте ССП, используя подходящие союзы и расставьте знаки препинания:Мы ехали берегом реки. Зима догоняла нас с севера.Почти каждый вечер они уезжали куда-либо загород. Прогулка удавалась. Впечатления всякий раз были прекрасны.
Дифференцированные упражненияЗаменить простые предложения с однородными членами синонимичными им сложными.Падающий снег закрыл все предметы и белой пеленой окутал землю. Деревья и скалы приобретали причудливые очертания.Продолжить предложение дважды, чтобы получилось сначала простое предложение с однородными членами, а потом ССП с этим же союзом:Он сидел, привалившись спиной к камню.
Проверка и коррекция знаний Проверочная работа (материал распечатан)1. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:Светало () и свет ещё не погашенных фонарей был уже не нужен.А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая.В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.2. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:С детства он начинает замечать недостатки людей своего круга () и постоянно анализирует свои поступки.А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая.В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.3. Найдите правильное объяснение пунктуации в предложении:Я люблю Россию до боли сердечной () и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России.А) В этом предложении есть однородные члены, соединённые союзом И, запятая перед И не ставится.Б) Это предложение сложносочинённое, перед И ставится запятая.В) В этом предложении однородные члены соединены союзом И, перед И ставится запятая.Г) Это предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.4. Определите вид предложения.Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонками, а над зеленеющими пашнями, солидно и чинно размахивая крыльями, носились грачи.А) СПП;Б) ССП;В) ПП с обособленными членами;Г) СП с сочинением и подчинением.
Рефлексивно-оценочный этапВыполнение заданий В7 теста ГИА (для определения уровня усвоения темы «Сложносочиненное предложение» и подготовка к ГИА)
Рефлексивно-оценочный этапДомашнее задание. Выписать 5-6 предложений из произведений А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова, где даётся описание природы или портрета героя. Сделать их пунктационный разбор.Анализ, оценка и коррекция знаний учащихся, выставление оценок.
Список литературы1.Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения:тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.2.Методические рекомендации к учебному комплексу »Русскийязык.Теория», «Русский язык .Практика», «Русскаяречь».9кл./Т.М.Пахнова,А.П.Еремеева,А.Ю.Купалова и др.;Подред.Т.М.Пахновой.-М.:Дрофа,2001.3.Примерные программы по учебным предметам. Русскийязык.5-9 классы:проек.-2-изд.-М.:Просвещение,2010.-112.(Стандарты второго поколения).4.Программы для общеобразовательных учреждений: Русскийязык.5-9 кл.,/сост.Е.И.Харитонова.-3-еизд.,стереотип.М.:Дрофа,2010.-222,(2с).5.Русский язык.9 кл.: учеб.для общеобразовательныхучреждений /М.М.Разумовская,С.И.Львова,В.И.Капинос и др. /; подред.М.М.Разумовской,П.А.Леканта.-13-е изд.,стереотип.М.:Дрофа,2009.
Спасибо за внимание!