Обобщающий урок по теме «Сложное предложение» Урок русского языка в 9 классе Учитель Кирина Елена Евгеньевна
С чего начинается Родина? Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать… Д.С.Лихачев
Дмитрий Сергеевич Лихачёв выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.
«Любовь, уважение, знание...» из книги «Письма о добром и прекрасном» 1) Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? 2) Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. 3) Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. 4) Я р..дился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектурный обл..к которого связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. 5) По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. 6)Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающ..гося таланта. 7)Дворец был в очень плохом состоянии, потому что стоял бли..ко от линии фронта. 8)Но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. 9) Если бы к нему прик..снулись руки реставраторов, какой бы праз..ничной стала увертюра к Ленинграду. 10) Снесли! 11)Снесли в конце шестидесятых годов. 12) И н..чего нет на этом месте. 13) Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжа..шь. 14) Горько, потому (что) утрата любого памятника культуры невосстановима, потому что они ведь всегда индивидуальны. 15) Материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. 16) «Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. 17) На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. 18) Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста. 19) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 20) И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое родное слово. 21) Вот эти важнейшие человеческие качества: любовь, уважение, знание - и поможет тебе открыть в своей душе история.
Растрелли Бартоломео Франческо (1700 -1771)
Росси Карл Иванович (1775–1849)
Джа комо Анто нио Доме нико Кваре нги (1744-1817)
Захаров Андреян Дмитриевич (1761-1811)
Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814)
Путевой дворец Растрелли
Вставьте буквы, объясните правописание: р..дился обл..к выдающ..гося прик..снулись праз..ничной н..чего проезжа..шь потому (что)
Укажите предложение, в котором наиболее полно отражена основная мысль текста: 1) 2 2) 14 3) 17,18 4) 19,20
Основная мысль текста: 19) Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. 20) И еще — с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое родное слово.
Какое значение слово «запас» имеет в данном тексте (предложение 16): 1). То, что запасено; то или иное количество чего-либо заготовленного впрок. 2). То или иное количество чего-либо имеющегося для использования. 3). Совокупность имеющихся у кого-либо знаний, способностей, чувств. 4). Наличие материального и духовного богатства человечества (сокровищница).
Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (предложение 21), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, архитектурный облик которого связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина.
Среди предложений 19-21 найдите предложение, соответствующее схеме: [ O: O, O, O - = ].
В предложении 18 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения. Все дело в том,(1) что к патриотизму слишком долго призывали,(2) а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
В предложении 13 пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Пусто там,(1) где он стоял,(2) пусто в душе,(3) когда это место проезжаешь.
Укажите виды всех придаточных предложений, которые встретились во втором абзаце. 1 вариант – предложения с 4 по 12 2 вариант - с 13 по18
Среди предложений 4-8 найдите бессоюзное сложное предложение. Составьте схему этого предложения.
Приведите примеры из своего жизненного опыта, подтверждающие основную мысль текста. Основная мысль текста: любовь к родному краю, родной культуре и речи начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к своему дому, к окружающим людям.
Д.С.Лихачев Россия не абстрактное понятие. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сейчас. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать…
Домашнее задание (на выбор) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В.Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Домашнее задание (на выбор) Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы, взятой из предложения 16: ««Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.