ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут и голова становится светилом. (Г.Ф. Александров)Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. (Ф.М. Достоевский)Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. (Франсуа Фенелон)
Тема урока: «Употребление наклонений глагола в речи»
Творческая лаборатория Задания:ТеоретическоеЛингвистическоеГрамматическоеЛитературноеКультура речиПроба пераТеатральноеТворческое
Теоретическое задание Изъявительное наклонение – действие как реальный факт.Условное наклонение – действие как возможное или желательное.Повелительное наклонение – выражение побуждения к действию.
Грамматическое заданиеОдна книга тысячи людей уч..т .2. Слово выпуст..ш.., так и вилами (не) втащ..ш.. .3. Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь - не сотрешь, отруб..шь – (не) пристав..шь.Книга помож..т (в) труде, выруч..т (в) беде.Хорошая книга ярче звёздоч(?)ки сия…т.5. Толкаеш(?)ся, отреж(?)те, спряч(?)ся, встав(?)те, береч(?), увелич(?).
Литературное заданиеМелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. К.Г. ПаустовскийВсё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. И.С. ТургеневА речка эта по лугам и склонам Летит, журчит, смеётся, как ребёнок, Звенит, лопочет, скачет по камням. Р. Гамзатов
Культура речи Одень ? Надень2. вылазь вылезай ездию езжу хочем хотим ляжу лягу ляжьте лягте
Правила хорошего тона Уважай собеседника, учись внимательно его слушать.Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом возражай, если не согласен.Не унижай его своим пренебрежительным или насмешливым тоном. Будь в словах так же вежлив, как в поступках.
Проба пера Из-под камня … родник. Он превращается в ручеёк, который весело … на восток. Ручей брызжет, …, … и потом стремительно … вниз. По склону горы он … дальше. Несколько таких ручейков … в один большой ручей, и он спокойно … по равнине. А вот он с шумом … в пропасть. К.Г. Паустовский… свежий ветерок, … прохладой в лицо, … по листьям, … в кустах. Следом за ним … бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он … в деревню, … несколько гнилых досок с забора, … соломенную кровлю и … вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Ручей. Из-под камня течёт родник. Он превращается в ручеёк, который весело бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно скатывается вниз. По склону горы он льётся дальше. Несколько таких ручейков сливаются в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине. А вот он с шумом низвергается в пропасть. К.Г. Паустовский
Ветер. Пронёсся свежий ветерок, подул прохладой в лицо, прошумел по листьям, затих в кустах. Следом за ним мчится бурный вихрь, медленно двигая по дороге; вот он ворвался в деревню, сбросил несколько гнилых досок с забора, стащил соломенную кровлю и погнал вдоль улицы петухов и кур. И.А.Гончаров
Театральное задание Повеление с различными оттенками:возьмите, возьмите-ка, взяли бы, быстро взяли!взять немедленно!
Творческое задание Составить 5-8 предложений на одну из тем: «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт».
«Движение и его выражение – глагол – являются основой языка.Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе». А.Н. Толстой
Спасибо за урок! Д/з: написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.