ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕУрок-практикумРусский язык, 10 класс Учитель : Ильина О.М.
Цели урока:Повторить классификацию речевых ошибок;Формировать умение находить речевые ошибки в речи ;Вырабатывать умение исправлять речевые ошибки;Научиться оценивать качество речи.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Определите, какие из приведённых слов соответствуют норме литературной речи, а какие – просторечию: Лягу – ляжу, кладу – ложу, награжу – наградю, туфлей – туфель, противень – протвень.От данных слов образуйте формы И.п. мн.ч.: Автор, адрес, директор, договор, катер, торт, цех, лектор.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Просторечия: ляжу, ложу, наградю, туфлей, – протвень.Автор - авторы, адрес - адреса, директор - директора, договор - договоры, катер - катера, торт - торты, цех - цеха, лектор - лекторы.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)От данных слов образуйте форму Р.п. мн.ч.: Абрикосы, апельсины, барышни, гектары, осетины, мандарины, сапоги, чулки, полотенца, носки, оладьи.Составьте словосочетания числительных оба, обе с данными словами в форме И.п. и Д.п.: Дерево, дочь, постель, директор, сын, заявление.
Грамматические (словообразовательные и морфологические) нормы (А 3)Абрикосы - абрикосов, апельсины - апельсинов, барышни - барышень, гектары - гектаров, осетины - осетин, мандарины - мандаринов, сапоги - сапог, чулки – чулок, полотенца - полотенец, носки - носков, оладьи - оладий.Дерево – оба дерева, обоим деревьям , дочь – обе дочери, обеим дочерям, постель – обе постели, обеим постелям, директор – оба директора, обоим директорам, сын – оба сына, обоим сыновьям, заявление – оба заявления, обоим заявлениям.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4)Исправьте недочёты в построении предложений с деепричастным оборотом: Прочитав пьесу, передо мной встали образы персонажей. Войдя в кочегарку, нас обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 4) Когда я прочитал пьесу, передо мной встали образы персонажей. Мы вошли в кочегарку, и нас обдало жаром.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 5)Найдите и исправьте грамматическую ошибку: Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудет великолепия Эрмитажа.Перепишите словосочетания, ставя заключённые в скобки слова в нужном падеже: Приехать по (окончание института), возвратиться по (прибытие в столицу).
Грамматические (синтаксические) нормы (А 5) Все, кто хоть раз побывал в Петербурге, никогда не забудут великолепия Эрмитажа.Приехать по окончании института, возвратиться по прибытии в столицу.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 26) Произведите замену придаточных определительных предложений причастными оборотами, где это возможно:По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.«Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.
Грамматические (синтаксические) нормы (А 28)По тёмному небу, усеянному тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы.«Идиот» - роман, в котором творческие принципы Достоевского воплощаются в полной мере.
Речь хорошая:
нормы
ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
ТИПОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1.Мысль развивается на продолжении всего текста.2.Он пристально слушал мой рассказ .3.Памятник поражает нас своими причудливыми габаритами.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы очень удачно.2. А.С.Грибоедов был еще и автором шикарного вальса.3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки..
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОн рассказал автобиографию своей жизни .2.Поэт испытывал сильную ностальгию по родине.3.Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры.4.Мы дорожим каждой минутой времени.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ1. Мужчина был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки были изъедены молью. 2. Павел упорно работает над задуманной книгой. Наконец, три главы книги написаны.Он посылает эти главы книги своим друзьям.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯОтредактируйте предложения: 1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 3. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
ОТДЫХАЙКА
РАБОТАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Домашнее заданиеИндивидуальные карточки с вашими речевыми ошибками, выписанными из тетрадей по развитию речи. Задание: классифицировать допущенные речевые ошибки и исправить их.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!