Тема и основная мысль текста. Как в детской пирамидке.5 класс
Текст-это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.
Признаки текста: законченность, завершенность, целостность структуры, связность частей текста, целенаправленность, информативность.
Прочитайте слова.к зиме холодпо-своемув лесуготовитсякаждый Можно ли их связать по смыслу? Подумайте о чем, нужно сначала сказать и что сказать.
В лесу каждый готовится к зиме по-своему. Что это? Предложение? Текст?Докажите, что это предложение. Какое оно по цели, по интонации? Почему?Прочитайте еще раз предложение. Как эту мысль превратить в текст? Что такое текст? Запишите в тетрадь предложение.
1. Птицы приносят большую пользу. 2. Птицы улетают в теплые края. 3. Бабочки, стрекозы, жуки – это, насекомые. 4. Насекомые прячутся под кору деревьев и засыпают. Прочитайте исходное предложение и подставьте к нему 1 предложение. Подходит оно или нет? Продолжает мысль или нет?– Подставляем 2 предложение. Подходит ли оно? – Подставляем 3 предложение, 4 предложение. Получился ли текст? Докажите. (Мысль одного предложения продолжается в другом.)– Какой вывод можно сделать?
Вывод: В тексте должна быть тема- то, о чем говорится, и главная мысль- то, о чем хочется сказать.– Определите тему этого текста, главную мысль.
«Как в детской пирамидке» На что в пирамидке насаживаются колесики? Вот и в тексте всегда есть такой стержень. Стержень – тема и главная мысль. Колесики – предложения.
Белый снег пушистыйВ воздухе кружится,И на землю тихоПадает, ложится.
Первый снег опушил у деревьев ресницы,И в лесу, и в полях тишина, тишина.
Светло-пушистая Снежинка белая,Какая чистая, Какая смелая! На бусы красные легла!
Докажите, что это текст. Митя катался на санках с горы.Румяный он вбежал в дом.Митя хотел, чтобы всегда была зима.Зимой ему весело.
Докажите, что это текст. Однажды мы с друзьями лепили снеговика.Нос сделали из морковки.Глазки – из бусинок.Было весело.
Докажите, что это текст. Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса –Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Соберите текст и запишите в тетрадь. 1.Рябчик так скучал, что рад был кошке. 2.Я смотрю из окна – лежит Рябка в луже около будки, весь мокрый, а в будку не лезет. 3.Он встал, конфузливо помотал хвостом. 4 Раз шёл дождь. 5.Я вышел и крикнул: «Рябка! В будку!» 6.Вертит мордой, топчется, а в будку не лезет. 7.Рябчик не хотел лезть, чтобы не разбудить кошку, и мок под дождём. 8.Я подошёл и заглянул в будку. 9.Через весь пол важно растянулась кошка.
Домашняя работа Составьте текст на тему «Зима».