Тема урока: «Спряжение глагола» Урок –презентация.Выполнила учитель русского языка школы №667 Метелева Светлана Леонидовна
Спряжение глаголаГлаголы I и II спряженияИзменение глагола по лицам и числам (личные формы лагола)
Какие термины будут сегодня нашими помощниками?Какие вопросы глагола? 1. Инфинитив I и II спряжение. Что делать? Что сделать?2. Личные формы глагола;Настоящее время,будущее простое время;лицо, число.Что делает? Что делают?Что сделает? Что сделают?
Глаголы II спряжения Ко II спряжению относятся все глаголы брить, стелить
Когда-то, ребята, Во времечко оно Второе спряженье Имело шпиона.
Здесь его инструкции. В них – шпионьи функции.
Вот они, спешите ВИДЕТЬ: От связного не ЗАВИСЕТЬ, Всех «клиентов» НЕНАВИДЕТЬ, Побольнее их ОБИДЕТЬ. Стойко трудности ТЕРПЕТЬ, Над собой лассо ВЕРТЕТЬ, Через щелочку под дверью За врагом своим СМОТРЕТЬ. По шоссе машину ГНАТЬ И в зубах кинжал ДЕРЖАТЬ, Чтоб за стенкой голос СЛЫШАТЬ, Совершенно не дышать.
Глаголы I спряжения К I спряжению относятся брить, стелить, зиждиться И все остальные глаголы
Для чего нужно знать спряжение глагола? Чтобы правильно писать личные формы глагола - формы настоящего и будущего простого времени, именно они изменяются по лицам.
Местоимения-подсказкиЕдинственное число1 лицо Я2 лицо ТЫ3 лицо ОН, НА, ОНОМножественное число1 лицо МЫ2 лицо ВЫ3 лицо ОНИ
Образование личных форм глагола Личные формы образуются путем присоединения к основе наст. вр. особых окончаний, которые указывают не только на лицо (I,II, III), но также и на число глагола. Поэтому у глаголов имеетсяшесть личных окончаний
Личные окончания глаголов I и II спряженияОкончания первого спряжения : -у(ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), I — Е -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут(-ют)Пример:читать создатьОкончания второго спряжения : -у(-ю) -ишь, -ит, II — И -им, -ите, -ат(-ят)Пример:любить ненавидеть
А если окончание безударное?1.Задаю вопрос к глаголу ( что делает? что сделает?).2. Установив видовое соответствие, нахожу инфинитив (что делает? —что делать? что сделает? — что сделать?3. Смотрю, на что оканчивается инфинитив - ?ть.4. Вспоминаю, не является ли глагол исключением 5. Определяю спряжение, выбираю гласную – I спр. → Е II спр. → И
Спишите текст, найдите глаголы в личной форме, графически обозначьте личные окончания глаголовУж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною.Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
Проверяем!Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною.Засвищут скоро соловьи, И лес оденется весною!
ОН, она, оно что делает? Что сделает?распил_т —______________________________ слыш..т —________________________________ гре..тся—________________________________ скач..т —_______________________________
ОН, она, оно что делает?колыш..т —______________________________ ре..т —________________________________ осво..т —________________________________ посе..т —_______________________________
Они что делают?Вод...т —______________________________ кле...т —________________________________ бре..тся—________________________________ та..т —_______________________________
Они что делают?что сделают?стро..т —______________________________ бор..тся —________________________________ высп..тся—________________________________ жал..т —_______________________________
Проверяем полученные знания1 вариант1) он дышит, увидит, гоняется, разделит;2) он распилит, слышит, скачет, греет;3) он угонится,полет, объявит, проверит;4) он услышит, вздрогне, слушает, поздравит.2 вариант1) он колышет, реет, решает, освоит;2) он посеет, чует, колет, вкушает;3) он катится, утешает, клеит, тает;4) он упустит, повеет, затеет, стелет.
Выставляем оценки