Спряжение глагола Особенности спряжения глаголов в русском языке.
Языковая разминка 1.Сделать синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания.-Нес..тся Терек волнами точ..т дикий берег клокоч..т вокруг огромных скал.- Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ночь тян..т свой невод золотой.От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?
Повторение Что такое глагол?Какие морфологические категории присуще только глаголу?Что такое переходность-непереходность, возвратность-невозвратность глагола?
Новая тема Что такое склонение? Спряжение-это изменение глагола по лицам и числам.В русском языке выделяются глаголы I и II спряжения, а также разноспрягаемые глаголы.
Глаголы I спряжения Думать Ед.ч. Мн.ч1л. Думаю думаем2л. Думаешь думаете3л. Думает думают
Глаголы II спряжения ПилитьЕд.ч. Мн.ч1л.пилю пилим2л.пилишь пилите3л.пилит пилят
Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы:-на –ить (кроме брить и стелить – I спр.)-на –ать ( гнать, дышать, держать, слышать)-на – еть( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) Все остальные глаголы относятся к I спряжению!
Лингвистическая справка Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах.1.Глагольные близнецы- одеть и надеть« покрыть одеждой» и « снабдить одеждой»Гл. + сущ. с обозначением лица.«укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой»Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета. Одеть-раздеть и надеть-снять.Шуба одеванная; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.
Лингвистическая справка 2.Два глагола обуять.« охватить, объять, овладеть» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать»Пример: Такая меня тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, все бы на свете отдала.«охваченный, объятый»Пример: Виновен я; гордыней обуянный ,обманывал я бога и царей. - «лишить рассудка, сделать безумным»Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный»Пример : Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?
Закрепление -Задание №1Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение.Просить, сказать, тереть, брить.-Задание №2Переписать, ставя глаголы в нужной форменастоящего времени, выделить окончание.1.Сосны вершинами(махать) приветно.2.Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхаться) от ветра.3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок.4.Не пенится море, не (плескать) волна.5.Мороз слегка (щипать) за щёки.
Подведение итогов урока Итак, какую тему мы сегодня изучили?Что такое склонение и спряжение?Какие глаголы относятся к I и II спряжению?Сегодня на уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку.Закрепили полученные знания на практике.
Домашнее задание 1.Выучить теоретический материал.2.Выполнить упражнение № 441 на странице 169 по заданию.3. Пять глаголов из данного номера проспрягать, выделяя окончания.