Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» Урок развития речи в 5 классе
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Задачи урока: ввести понятие «пейзаж»; обогатить словарный запас учащихся; формировать умение отбирать элементы содержания и языковые средства для описания картины; работать над орфографическими и речевыми нормами; закрепить правописание окончаний прилагательных, показать, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочной.
Пейзаж – изображение природы
Художники-пейзажисты:
Художники-пейзажисты:
Художники-пейзажисты:
И.Э. Грабарь Природа наделила И. Э. Грабаря многими дарованиями, которые, к немалому удивлению окружающих, он сумел реализовать. Стал значительным художником, искусствоведом, художественным критиком, реставратором, педагогом, музейным деятелем, замечательным организатором, даже архитектором. При этом в течение почти шестидесяти лет он, благодаря своему неистовому темпераменту, был одним из самых активных участников и руководителей художественной жизни страны.
Биография И.Э. Грабаря Художник родился 25 марта 1871 года в Будапеште. В 1876 году семья переехала в Российскую империю. Игорь Грабарь учился сначала в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году. В отличие от старшего брата, ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он закончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Биография И.Э. Грабаря После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью. В начале 1913 г. московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 г. Кроме того, Грабарь с 1918 по 1930 г. руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 г. работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся конфискацией картин из усадеб и икон из монастырей. Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
И. Э. Грабарь «На озере»
И. Э. Грабарь «Сентябрьский снег»
И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»
И. Э. Грабарь «Мартовский снег»
О том, как создавалось это полотно, можно узнать из упражнения 331 учебника. Вот как об этом вспоминает сам автор: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».
Предметы изображения: небо вверху на горизонте
Предметы изображения: снег на солнце в тени
Предметы изображения: береза ствол ветви
Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника? Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день. Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.
План сочинения Когда происходит действие? Какой февральский день изобразил художник? Что изображено на картине: а) небо; б) снег; в) берёзы; г) горизонт. 4. Удалось ли И. Э. Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? Почему? 5. Моё отношение к картине.
Домашнее задание Используя материал урока, напишите сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
И.И. Левитан «Берёзовая роща»
И.И. Левитан «Весна. Большая вода»
И.И. Левитан «Март»
И.И. Шишкин «Лесная заводь»
И.И. Шишкин «Сосновый бор»
И.И. Шишкин «Сосны, освещённые солнцем»
В.Д. Поленов «Заросший пруд»
В.Д. Поленов «Золотая осень»