Смысловые типы текстовУрок развития речи в 5 классе
Образовательные цели урока: дать общее понятие о смысловых типах текстов,обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования,вырабатывать навык пользования разными типами текстов в различных ситуациях.
Речевая разминка Прочитайте стихотворение И.Никитина:Звёзды меркнут и гаснут. В небе облака.Белый пар по лугам расстилается.По зеркальной воде, по кудрям лознякаОт зари алый свет разливается.Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.Чуть приметна тропинка росистая.Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдругС листьев брызнет роса серебристая.О чём это стихотворение? К какому стилю речи его можно отнести?Как можно озаглавить текст?
Работа по теме урока Прочитайте тексты вслух.Облака,Облака – Кучерявые бока,Облака кудрявые,Целые,Дырявые,Лёгкие,Воздушные,Ветерку послушные.(С.Михалков)
- Облака, облака.Пышные, белые.Расскажите, облака,Из чего вас сделали?Может , вас, облака,Делали из молока?Может быть, из мела?Может быть, из ваты?Может быть, из белойИз бумаги мятой?- Никогда, никогда, -Отвечали облака, -Никогда не делалиНас из молока, Никогда из мела,Никогда из ваты,Никогда из белой Из бумаги мятой.Мы – дождевые,Мы – снеговые.Если летом мы плывём,Мы с собой грозу несём ,Если мы плывём зимою,Мы пургу несём с собою.Вот какие мы!(И. Мазнин)
ДрачуныПлыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком. Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.Это ты убирайся! – рассердилось второе.Ах, ты так! Ну, погоди же! И первое облако толкнуло второе в бок.Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет». И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились.(По И.Яковлевой)
Посмотрите на вопросы к этим текстам. Выберите вопрос к каждому из текстов:Какие облака? (Описываем их признаки.)Почему облака пышные, белые? (Доказываем.)Что произошло с облаками? (Повествуем, что было вначале, как развивались события далее.)
Опорная схема ПЧто произошло?Несколько фотографий – рисунков.ОКакой? Одна фотография – рисунок.РПочему? Нет фотографии – рисунка.
Задание Дано начало трёх текстов. Укажите, к какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся; большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки…Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился…У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему…
Работа в группах Приведите примеры использования разных типов текста в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»Помните! В повествовании рассказывается о последовательных действиях (что было вначале, дальше? Как развивались события?). В описании даются признаки, качества, свойства предмета (какой он?). В рассуждении выявляются причины событий, их связь (почему произошли какие-либо события?).
Домашнее задание Используя разные типы текста, подготовьте сообщение о своей любимой книге. Спасибо за работу!