Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные в приставках при- и пре-» Подготовила учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МОУ «СОШ с. Липовка»Блохина Наталия Викторовна
ЦЕЛИ УРОКА: *Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-.*Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, развитие уверенности в своих силах.* Развитие познавательного интереса учащихся.
ЭПИГРАФ К УРОКУ:«В разнообразии приставок – разнообразие смысла.» ( К. Чуковский )
Проверка домашнего задания. Что такое приставка? Почему приставка значимая часть слова? Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока?Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
Лингвистическая сказка про ПРИ- и ПРЕ-. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.Понравилась вам сказка?- Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда пишется буква е?
Работа с опорой на таблицу
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ-или ПРИ-? Это совсем не секрет.На содержание слова смотри –Сразу получишь ответ. Запишите слова, обозначающие приближения: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля, самолета.Запишите слова, обозначающие присоединения: присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.Запишите слова, обозначающие значение «территориальной близости»: край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.Запишите слова, обозначающие значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся, ненадолго лёг, ненадолго остановился.
В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ-.Особо преотважная, важная - преважная,Гордая - прегордая, добрая - предобрая.Её считали очень мудрой и называли все Премудрой.Был у неё прелестный пудель.Прекрасный пёс по кличке Дудель.Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-.Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-,Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня.Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу».Задание: выпишите слова с приставкой ПРЕ-, объясните правописание. - О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
Тренировочные задания Задание: При- или Пре-?Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…Кто- то терем пр…бирал да хозяев поджидал.Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила.Вмиг тогда мой петушок пр…подымет гребешок.«Здравствуй, князь ты мой пр…красный! Что так тих, как день ненастный?»… А князь в окошко, Да спокойно в свой удел через море полетел.- Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк?
- С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-? Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Задаёт домашнее задание.
Всем спасибо!