Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными Цель: формирование умений находить придаточные определительные в СПП по характерным признакам, расставлять знаки препинания в СПП, составлять схемы предложений с придаточными определительными
Орфографическая разминка Сначал(а,о) еде(ш,шь) по извил(и,е)стой кол(е,и)е;когда(нибудь) ра(с,сс)каже(ш,шь) (в)кратце;(не,ни)когда (не) обиди(ш,шь) брата;проб(и,е)рае(ш,шь)ся (на)лев(о,а) скво(з,с)ь зар(о,а)сли;просыпае(ш,шь)ся (ни,не) свет (ни,не) з(о,а)ря;когда(то) в стари(н,нн)ом замке;(з,с)да(ш,шь) (во)время работу;тут (же) увиди(ш,шь) р(о,а)скошную ко(л,лл)екц(и,ы)ю бабочек(в)начале нужно от(ы,и)скать в книге ц(и,ы)тату
Предложения для графического диктанта 1.Надо в себе воспитывать вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке2.Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям3.Для того чтобы проложить тропку в снегу, надо хорошо потрудиться4.Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах
Графический диктант(проверка)1. […],(как..).2. […], (где…).3. (Для того чтобы…), […].4. […,(оттого что…),… ].
Анализ предложений.Запишите предложения и их схемы.
Каждый день проходил я мимо берёзы, на которой чернело гнездо.[… сущ.],(которой…).Над долиной, где мы ехали, спустились тучи.[… сущ.,(где…),… ].И равняясь встают на бумаге слова, что полгода я в сердце хранил.[… сущ.],(что…).Аккуратный домик, куда мы отправились, находился внутри сада.[… сущ.,(куда…),… ].
Что общего вы можете отметить в строении этих предложений?Попробуйте заменить союзные слова где, куда, что словом.Перед вами СПП с придаточными определительными.
Работа с лингвистическим материалом.Чтение § 213, стр. 219БеседаНа какие вопросы отвечают придаточные определительные?К чему присоединяются в главном?Назови средства связи главного с придаточным. Есть ли указательные слова?Какую позицию занимает придаточное по отношению к главному?
Тренировочные упражненияУпр.466 ,схемыУпр.467Дома § 213, упр. 469
Рефлексия:Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем уроке для меня … Теперь я хотел(а) еще узнать … Я все время злился (злилась), потому что …