Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными Цель: формирование умений определять место придаточных изъяснительных в СПП, средства их связи с главными, правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными изъяснительными.
Подготовительная работаУпр.49 стр.24Прочитайте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и рассмотрите их схемы.Что общего в строении этих предложений вы можете отметить? Какие различия?
Практическая работа Работа с лингвистическим материалом на стр. 25:Составление устного ответа по плану1.Вид придаточного.2. На какой вопрос отвечает?3. К чему прикрепляется в главном?4. Средства связи.5.Есть ли указательные слова?6. Позиция по отношению к главному.7. Пример предложения.
Объяснительный диктантЗапись предложений под диктовку, их анализ (выделение главного и придаточного предложений, постановка вопроса, определение средств связи, построение схем предложений).
Говорят, что человеку время от времени надо пожить в одиночестве.[глаг.], (что…).
Приближение вечера тем и прекрасно, что придаёт густоту краскам и необычайную лёгкость воздушным пространствам.[…ук.сл.+ кр.прилаг.], (что…).
Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я .[…глаг.], (где…).
Отец осторожно прошёл в детскую, посмотрел, спят ли мальчики.[…глаг.], (…ли…).
Небо и море спорят друг с другом, кто лучше.[…глаг….], (кто…).
Я сказал, что пошутил, и, найдя свою постель, юркнул с головой под одеяло.[глаг., (что…), и…].
Обобщение С каким типом придаточных предложений мы сегодня познакомились?На какие вопросы они отвечают?Какую позицию по отношению к главному занимают?
Тренировочные упражнения Конструирование предложенийУпр.52Проверка.
Дома § 7, упр.53
Самостоятельная работаУпр.51