Презентация Презентация на тему:Сложноподчинённоепредложение
[ ] – главная часть[ ] – главная часть( ) – придаточное предложение
союзысоюзыне падает логическое ударение, служебные словаЧто, чтобы, как, словно, если, ибо, так как. хотя, потому что и др.Ясно было, что старика огорчало небрежное отношение Печорина.
ОпределительныеОпределительныеИзъяснительныеОбстоятельственные
[ … СУЩ.], (… ).Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
[ … СУЩ. ,( … ), … ].
[ … ГЛ.], (… ).Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь.
Ученик всё делал так, как требовал мастер. – образа действияУченик всё делал так, как требовал мастер. – образа действияУченик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил. – степениЯ увидел впереди трёх девочек, когда выбрался из зарослей. - времени
Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причиныЛес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. – причиныВсе молчали, чтобы расслышать шорох цветов. – целиАлексей пополз туда, куда ушёл самолёт. - места
Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступкиНочь была тиха и светла, хотя луны не было. – уступкиДождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. – следствияЛес стоит молча, словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то. - сравнения
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕПАРАЛЛЕЛЬНОЕОДНОРОДНОЕ
[ ], ( ), ( ).Мы были на летних каникулах, когда мать, остававшаяся всё лето в городе, прислала известие, чтобы мы не приезжали.
[ ], (что(если … ), то …).[ ], (что(если … ), так …).[ ], (что(если … ), но …).Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.
[ ], (что,(когда … ), …).Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-то, зверь тревожно нюхал воздух.
( ), [ ], ( ).Когда дверь была заперта на ключ, Арина Петровна приступила к делу, по поводу которого был созван семейный совет.
[ ], ( ), ( ).Движение транспорта возобновилось, когда ремонт трамвайных путей был завершён, когда дороги залили асфальтом.
[ ], ( ) И ( ).Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
1.Найдите сложноподчиненные предложения.A. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированныйкулич.Б. Во времена Владимира Мономаха половцев отогнали от южных границ Руси, однако и позднее не раз приходилось русичам отражать их набеги.B.Из чащобы все время доносились неясные шорохи, и поэтомумальчики долго не могли успокоиться.Г. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.Д. Мы вышли к реке, когда начался дождь, скоро превратившийся в ливень. 2.Укажите предложения, в которых придаточное с главным связано с помощью союзного слова.A.Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки.Б. Макар и не заметил, что стало светать.B.Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.Г. Только теперь я понял, что для него значила эта вещь.Д. Старик был так поражен его словами, что всплеснул руками.
3. Укажите среди данных слов союзы:3. Укажите среди данных слов союзы:А. ибо; Б. где; В. который; Д. потому что.4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте схемы предложений. Обведите в кружок номера предложений, в которых придаточное стоит в середине сложноподчиненного. A.Впервые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.Б. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.B.Должно быть каждый из нас подумал о лесных ручьях которые бегут под буреломом о мерцающих звездах.Г. Слышно было как мать звенела стаканами разливая чай. Д. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.
5. Составьте предложения по схемам5. Составьте предложения по схемам1. [… так], (как…).2. [ ], (который …).3. (когда…), [ ].4. [ , ( ), ].6. Укажите, как расставить знаки препинания в предложении:Бессмертная греческая традиция (1) главная особенность (2) которой (3) углублённый интерес к человеку (4) была воспринята древнерусскими мастерами.1, 4 – запятые; 3 – тире1 – тире; 2, 4 – запятые1, 3, 4 – запятые2, 4 – запятые; 3 - тире