Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография.»
Цели урока:Обучающая цель – обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме;Развивающая цель – активизировать долговременную память, развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать;Воспитывающая цель – вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать доброжелательность
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В таких словах обычно корни «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть… Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит. «Школьный словообразовательный словарь русского языка под ред. А.Н.Тихонова»
Корень мой находится в цене,Приставку ты найдешь в огарке мне,Суффикс мой в приставке вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале.Какое слово загадано?Выделим все требуемые морфемы в словах: цена, огарок, тетрадка
Тесты Укажите способ образования слов: суффиксальный приставочно-суффиксальный переход из одной части речи в другую приставочный бессуфиксныйпотемнетьсоединятьподпискасиньберезовыйстоловая
2. Определите ряды слов, образованных способом сложения:а. Создавать, бессердечный;б. Пешеход, водопад;в. Исследователь, обозреватель;г. Лесоруб, птицелов.
3. Найдите ошибки в определении рода сложносокращенных слов.АТС – жен. род;ООН - муж. род;ГИБДД – муж. род;ВУЗ – сред. род;ТЮЗ – муж. род.
4. Повторяем приставки пре-, при-. Вставьте пропущенные буквы, найдите соответствия.а. пр_тронуться, пр_творить.б. пр_градить, пр_рвать.в. пр_выкаю, пр_глашаю.Приставка близка по значению к приставке пере-. Приставка имеет неясное значение. Приставка обозначает неполноту действия.
5. Вставьте пропущенные буквы. Укажите ряд, в котором все слова имеют приставку пре-. а. Пр_ворожить, пр_неприятгый, пр_усадебый.б. Пр_интересный, пр_терпевать, пр_града.в. Пр_твориться, пр_терпеться, пр_мудрый.
6. Отметьте ряды слов с чередующимися гласными в корне. а. положить, излагать;б. косой, прикасаться;в. очаровательная, выбирать;г. загореть, растение.
Карточка 11. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте буквы-орфограммы. Гусей кр_кливых караван т_нулся к югу.2. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи.
Карточка 21. Спишите. Вставьте пропущенные буквы.Л_сички, в_лнушки и _пята красовались на л_сной п_лянке.2. Разберите по составу слово лесной.
Карточка 31. Вставьте пропущенные буквы-орфограммы и графически обозначьте их.Осень! Осыпается весь наш бедный са_,Лист_я п_желтелые по в_тру л_етят.А.К.Толстой2. Какие слова из предложения соответствуют схеме ⁀ □? Выпишите их.3. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Какое правило спряталось в этом стихотворении?Мелькнуло солнце из-за туч,Стал вечер ясен и хорош.Чуть-чуть заметна листьев дрожь,Бил под горой студеный ключ.Цвел ландыш, нежен и пахуч,Вдруг вышел на поляну еж.Спросить его мне невтерпеж:«Кому спешишь помочь ты, еж?»
ФизкультминуткаХозяйка однажды с базара пришла,Хозяйка с базара домой принесла:Картошку, капусту,Морковку, горох,Петрушку и свеклу.Ох!..Ю. Тувим «Овощной базар»Картофель, капуста, огурец, помидор, редька, чеснок
Творческая лаборатория. Проект «Защита работ».Осенняя композиция «Последний лист».Последний лист на ветке голой,Серьгою бронзовой повис,Повис и ждет, когда зимой холоднойЕго сорвет и бросит вниз.М. Вавилов