Название проекта «Школа без сквернословия» Проблемный вопрос: «Может ли сквернословие повлиять на здоровье человека?»
Учебный предмет: Социально-бытовая ориентировка Раздел: культура поведения 5 класс, 2 четверть
Цели и задачи проекта. Цели:сформировать представление о вредном воздействии сквернословия на физическое и духовное здоровье человека;развивать навыки работы в группе, способность планировать свои действия;вырабатывать навыки культурного общения.Задачи:познакомить с понятием "сквернословие", механизмом его влияния на человека; научить проводить опыты – наблюдения;научить анализировать вербальные действия участников общения; сформировать привычку употребления в речи вежливых, культурных слов .
Проблемные и исследовательские вопросыможет ли сквернословие повлиять на здоровье человека?откуда возникло сквернословие?много ли сегодня ругательных слов присутствует в речи школьников?как злые слова могут повлиять на растения?
Этапы и сроки проведения проекта 1 неделяМотивация. Выдвижение гипотез. Планирование исследовательскойдеятельности 2 неделяСамостоятельная работа в группах3 неделяСоздание продукта деятельности 4 неделяЗащита проекта. Рефлексия
Мотивация Учитель в беседе подводит детей к размышлению: «Давным-давно В.Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут». А мы живем в мире, где злые, ругательные слова можно услышать не только на улице и в общественном месте, но и по радио... При этом многим кажется, что все нормально и нет в этом ничего особенного. Даже дети запросто произносят слова, которые и знать-то им не положено. Как вы считаете, может ли сквернословие повлиять на здоровье человека?»Дети, отталкиваясь от проблемного вопроса, выдвигают гипотезы
Выдвижение гипотезСквернословие на здоровье не влияет В школе мало детей, употребляющих ругательные словаЕсли плохие слова могут «убить» человека, то значит онидействуют и на растения
Планирование исследовательской деятельностиУчащиеся делятся на мини-группы, определяют для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях.Учитель задает план действий согласно схеме: Прочитайте (проведи опыт, анкетирование).. Найдите факты, доказывающие или опровергающие гипотезы… Подготовьте сообщение… Сделайте вывод… Оформите работу…Учитель обсуждает возможные источники информации
Самостоятельная работа в группах (дети распределяют обязанности и сроки выполнения работы)1 группа занимается поиском информации об истории возникновения сквернословия, фактах его отрицательного воздействия на человека.2 группа проводит анкетирование учащихся в школе, чтобы выяснить количественный состав злоупотребляющих плохими словами учащихся и степень воздействия таких слов на настроение ребят. 3 группа проводит опыты с растениями, чтобы определить влияние злых и добрых слов на рост растений.
Защита проекта1 группа оформляет газету-плакат с текстовым сообщением и агитационным материалом против употребления злых слов. 2 группа оформляет результаты анкетирования, разрабатывает правила борьбы со сквернословием.3 группа оформляет фото-буклет с описанием опыта над растениями.
Критерии оценки
Рефлексия"5 ступенек роста"Выбери подходящий тебе вариант ответа.(задание с установкой флажковой формы)
Используемая литература:Лекция о сквернословии. http://oodvrs.ru/article/art/php?id_article=206Сквернословие//Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.aspВирус сквернословия. Школьный психолог/октябрь 2008, № 20