ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛИЯ
ЦЕЛЬ : систематизировать и обобщить изученное о глаголе;познакомиться с новыми лингвистическими терминами.
Продолжите формулировку правила: Глагол – это … самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Найдите глаголы и составьте с ними простые предложения. Ожог Печь Плач Окуни Соли Знать Стих Три - существительноесуществительное или инфинитив существительное - существительное или глагол (окуни)- существительное или глагол (соли)существительное или инфинитив - существительное или глагол числительное или глагол
Омофоны Омоформы Разные слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание:луг – лук ;ожёг - ожог;туш – тушь(фонетические омонимы).Омонимичные формы;слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи):печь (сущ.) - печь (гл.);три (числит.)- три (гл.).
Глагол характеризуется следующими признаками:
В определении постоянных и непостоянных морфологических признаков допущены ошибки. Найдите и исправьте их. Постоянные:спряжение;наклонение;число. Непостоянные:возвратность;вид;время;род или лицо.
Морфологические признакипостоянные непостоянные ВозвратностьВидСпряжениеНаклонениеВремяЛицо или родЧисло
Определите форму времени, рода ( лица) следующих глаголов: читали;учат;рассчитывал;помогала;приедет.найдёт;пожалела;любил;заботятся;дружили.
Вставьте гласные в окончания глаголов. Бор…тся Расстила…тся Ненавид…шьГон…тСтел…шьЗавис…тКле…шьХоч...тПаш…тБре…шьВерт…тДыш…тОбид…шьТерп…шьСлыш…тПлач..тПиш…шьБеж…шь
Правильный ответ ! Борются Расстилаются НенавидишьГонятСтелешьЗависятКлеишьХочет (*)ПашутБреешьВертятДышатОбидишьТерпишьСлышатПлачутПишешьБежишь (*)
Составьте предложения с данными глаголами. Укажите наклонение, выделите суффиксы и окончания. Заплатите – заплатитеСвистнете - свистнитеРассмотрите – рассмотритеКрикнете - крикните
Прочитайте текст. Объясните написание пропущенных букв. Расставьте пропущенные знаки препинания. 1.Марс ближайший сосед нашей Земли. 2.Что бы вы увидели, если (б) п…бывали там? 3.Глубокие д…лины кратеры потухших вулканов русла сухих рек, которые тянут(ь)ся на многие километры. 4.Когда над Марсом подн…мает(ь)ся ветер, начинают(ь)ся страшные пылевые бури. 5.Учёные посылают к нему автоматических разве…чиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете. 6.Если (бы) человек гл…тнул марсианского воздуха, он сразу (бы) задохнулся.7.Учёные об…ясняют это тем что в атмосфере Марса почти отсутствует кислород.
Проверьте себя ! 1.Марс – ближайший сосед нашей Земли. 2.Что бы вы увидели, если б побывали там? 3.Глубокие долины, кратеры потухших вулканов, русла сухих рек, которые тянутся на многие километры.4.Когда над Марсом поднимается ветер, начинаются страшные пылевые бури.5.Учёные посылают к нему автоматических разведчиков, чтобы они узнали о жизни на этой планете.6.Если бы человек глотнул марсианского воздуха, он сразу бы задохнулся. 7.Учёные объясняют это тем, что в атмосфере Марса почти отсутствует кислород.
Ответьте на вопросы: В форме каких наклонений использованы глаголы в тексте? Приведите примеры.Какого спряжения большинство глаголов?Найдите глаголы второго спряжения.Перечислите все возвратные глаголы.Почему у глагола увидели пишется суффикс-е-?Чем отличаются глаголы тянутся и тянуться?Найдите в тексте два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.Сколько в тексте простых предложений?
Спасибо! Надеемся, что путешествие было интересным и лишний раз убедило вас в том, что необходимо изучать родной русский язык, его историю, законы и правила.Берегите русский язык, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами.Всегда помните: наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
М.В.Шаталина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области