Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги».Цели урока: - познакомить учащихся с происхождением предлогов,- сформировать умение отличать производные предлоги от непроизводных ,производные предлоги от омонимичных форм самостоятельных частей речи,- развивать познавательный интерес учащихся, умения вступать в речевое общение, анализировать, сравнивать, обобщать, организовывать самостоятельную и групповую работу,- активизировать творческие способности учащихся, - прививать интерес и любовь к родному языку.
Оборудование . Медиапроектор , экран, сигнальные карточки, материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Ход урока:Демонстрация темы урока. Производные и непроизводные предлоги.
Задание : Рассмотрите таблицу , сформулируйте цели урока , вопросы к таблице. «Происхождение предлогов (№ 140213)»
-Какими бывают предлоги по происхождению? «Происхождение предлогов (№ 140213)»
-Чем производные предлоги отличаются от непроизводных? « Происхождение предлогов ( № 140213)»
II. Чтение параграфа учебника, запись примеров производных предлогов в тетрадь.III. Первичное закрепление знаний.«Производные предлоги (140155)»
- Рассмотрите таблицу. Что нового из нее вы узнали о производных предлогах?( Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи. Производные предлоги могут писаться слитно и раздельно ).
Составьте и запишите предложения ,используя слова с производными предлогами, образованными от разных частей речи, приведенных в таблице.
IV.Первичный контроль знаний « Предлог или наречие(№110298)»
« Предлог или деепричастие (№ 110434)»
« Переход существительного в предлог (№110586)».
V. Применение на практике полученных знаний. 1. Работа с упражнением учебника. Выписать словосочетания с непроизводными и производными предлогами .2. Индивидуальная работа на компьютере (распознавание предлогов). «Производные и непроизводные предлоги(№110766 )»
VII. Контроль знаний . Проверочный тест. «Производные и непроизводные предлоги(№110638)». Проверка с помощью активизации таблицы.
«Предлог или существительное с предлогом (110165)»
VIII. Употребление предлогов . Анимация « Производный предлог благодаря ( № 110645)»
IX. Закрепление полученных знаний. - Выбор не только производного ,но и непроизводного предлога может повлиять на смысл высказывания. Посмотрите анимацию "Роль предлогов в языке ( №110874)», выполните предложенные задания.
X. Подведение итогов урока .Рефлексия. Проанализируйте урок , сделайте вывод о полученных знаниях.( Ответы детей : Мы познакомились с происхождением предлогов. Мы научились отличать производные предлоги от непроизводных, от омонимичных самостоятельных частей речи. Цифровые образовательные ресурсы помогли нам усвоить и закрепить теоретический материал , самостоятельно оценить усвоение новых знаний.)- Составьте синквейн по теме урока . Лучший запишем в тетрадь.
ЦОР УДОБНЫЙ, ПОНЯТНЫЙ ПОМОГАЕТ, ОБЪЕДИНЯЕТ , УЧИТ УМА ТВОРЕНЬЕ - ПОЛЬЗА ДЕТЯМ ЗНАНИЕ (Автор Леонтьева Алёна.7в)
XI. Домашнее задание. Используя материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, подготовьте сообщение : 1 вариант – Происхождение предлогов. 2 вариант – Употребление предлогов.Ответы подкрепите своими примерами.XII.Комментирование оценок.