Исследовательский проект по теме« Произношение и обозначение на письме гласных звуков» Авторы: Павленко Денис, Кунгурова Дарья;Руководитель проекта: Анищенко Ольга Васильевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 1, высшая категория, Отличник Просвещения России;Место учёбы авторов: г. Алексеевка, Белгородской области, МОУ СОШ № 1 по ул. Ф.Энгельса, д 6, индекс: 309800, 2 А класс;
Оглавление:1. Основное содержание проекта: а) Проблема: трудность в написании слов с безударными гласными; в) Цели и задачи:
₪ выяснить, расходится ли произношение безударного гласного звука с его обозначением на письме;₪ выяснить, может ли расходиться обозначение гласных звуков с произношением.
Содержание исследовательской работы: ♦ Выяснить, какие слоги в словах произносятся так, как написаны? ♦ Выяснить, какие слоги в словах расходятся с написанием? ♦ Выяснить, при написании слов, на что надо обращать внимание?
Теоретическая часть: - Совсем недавно мы изучали тему « Звуки и буквы». Выяснили, что все буквы и звуки делятся на гласные и согласные. Узнали, что гласных звуков 6 [ а ], [у], [ы], [о], [э], [и]. Гласных букв – 10: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.
Запомнили, что согласных букв – 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.Повторили, что буквы Ь и Ъ знаки не обозначают звуков.Но встречаются слова, которые расходятся с тем, как мы их говорим и как пишем. И это большая проблема для тех, кто хочет овладеть грамотным письмом.
Практическая часть: Называем изображённые предметы: ( рыба, роза, астра, кот)
а) Выделяем ударный гласный звук в каждом слове (рыба, роза, астра);б) Сравниваем, какой ударный звук мы произнесли и какая гласная буква написана;в) Выясняем, что в этих словах произношение ударного гласного с его обозначением на письме совпадает.
Называем изображённые картинки: ( грибы, сова, мячи).
а) Выделяем ударный и безударный гласные звуки в каждом слове ( грибы, сова, мячи);б) Выясняем: совпадает ли произношение безударного гласного звука с его обозначением на письме?
в) Выделяем слова СОВА и МЯЧИ, где обозначение безударных гласных на письме расходится с их произношением. г) Поняли, что необходимо в словах правильно расставить ударение и найти безударный гласный звук;д) Выяснили, что безударные гласные обозначаются на письме по правилам.
Заключение: Мы достигли намеченной цели: выяснили, что произношение ударного гласного звука в словах не расходится с его обозначением на письме; обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением. Поняли, что при написании слов без ошибок, нужно обращать внимание на ударные и безударные гласные.Провели открытый урок по этой теме.
Руководителю проекта Анищенко Ольге Васильевне;Родителям Павленко Светлане Дмитриевне и Кунгуровой Анне Александровне за оказанную поддержку в ходе создания проекта.
Список литературы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. Первая часть. Просвещение, 2009 г.О.Е.Жиренко, Поурочные разработки по русскому языку, «Вако», 2006 гМатериалы интернета