Имя прилагательное как часть речи Урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель Знать: Морфологические признаки прилагательногоСинтаксическую функцию его в предложенииРоли прилагательного в текстеУметь:Употреблять прилагательные в речиОпределять морфологические признаки прилагательногоСинтаксическую роль в предложенииРасширить:Сведения о функции прилагательного в предложении
Работа с текстом К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит … , несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.
Работа с текстом О какой птице идет речь?Как вы это определили?Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте?К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?
Понаблюдаем вместе Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы. «Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. - Одной пуговицы хватит! - Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или… - Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре.
Понаблюдаем вместе С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи:что означает, на какие вопросы отвечает?к словам какой части речи относится, как изменяется?
Отгадайте загадки Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. Золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.
Поэтическая пятиминутка Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром.На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.И стоит береза в сонной тишине,И горят снежинки в золотом огне.А заря, лениво обходя кругом,Осыпает ветви новым серебром. С.Есенин
Поэтическая пятиминутка Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку?Как называется такое средство выразительности речи?Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы.Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
Игра «Составь слово» Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь.Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Получилось слово БесстрашныеС каким фонетическим явлением вы встретились?
Синтаксическая пятиминутка Составьте и запишите предложение со словом бесстрашные. Разберите его по составу. Разберите по составу предложение: Вода в озере холодная.Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?
Синтаксическая пятиминутка А кругом роса жемчужнаяОтливала блестки алые.И над озером серебрянымКамыши, склонясь, шепталися. С.ЕсенинОпределите количество основ в предложении. Составьте схему.Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину?Придумайте и запишите синонимы к слову алый.
Лексическая работа Запишите предложения, выделите сказуемые и определения.Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин)Никнут шелковые травы. (С.Есенин)И в это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. (С.Есенин)Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков)Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой)Что могут обозначать прилагательные?Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
Лексическая работа Составьте и запишите словосочетания.Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера. Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).Разобрать по составу слова задумчивый, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.
Суффиксы имен прилагательных
Словарь трудных слов Баять (говорить)ОбаятельныйОбаятельноКраснобайАккуратность