Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще. Языковедение (языкознание, лингвистика) — наука, изучающая языки (в принципе — все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.
занимается отдельным языком или группой родственных языков занимается отдельным языком или группой родственных языков синхроническое, описывающее факты языка в какой-то момент его истории диахроническое (историческое), прослеживающее развитие языка на протяжении определенного отрезка времени
Синхронический Синхронический (от др.-греч. syn 'вместе с' и chronos 'время') значит относящийся к одному времени Диахронический (от dia 'через, сквозь' и chronos) — относящийся к изменению во времени
В рамках общего языковедения выделяется В рамках общего языковедения выделяется типологическое языковедение, осуществляющее сопоставление между собой как родственных, так и неродственных языков, сопоставление, направленное на выяснение общих закономерностей языка.
абсолютные универсалии абсолютные универсалии положения, действительные для всех языков мира статистические универсалии для значительного большинства языков
1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 1) во всех языках существуют гласные и согласные звуки; 2) на всех языках люди говорят предложениями; 3) во всех языках есть имена собственные.
Статистические универсалии Статистические универсалии почти во всех языках в местоимениях различается не менее двух чисел
создание и усовершенствование письма; создание и усовершенствование письма; обучение письму, чтению, культуре речи, неродному языку; создание систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации, создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной на естественном языке.
ЯЗЫК — ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОРУДИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ ЯЗЫК — ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОРУДИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ
Общение языковое и неязыковое Общение языковое и неязыковое два плана: выражение, точнее, способ, или форма выражения стоящее за этим выражением содержание передаваемой информации
Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией — не просто сооб­щение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов. Языковое общение выступает как качественно особый обмен информацией — не просто сооб­щение каких-то фактов или передача связанных с ними эмоций, но и обмен мыслями по поводу этих фактов.
представленное прежде всего непроизвольными проявлениями эмоций в форме смеха, плача, некоторых телодвижений, а далее — уже сознательной имитацией подобных проявлений и условными или ставшими во многом условными (и разными у разных народов) мимикой и жестикуляцией.
коммуникативная (от лат. соmmunicatio 'общение‘) коммуникативная (от лат. соmmunicatio 'общение‘) мыслеформирующая констатирующую вопросительную апеллятивную экспрессивную метаязыковую эстетическую
Речь (внутренняя речь) Речь (внутренняя речь) Речевой акт Речевая деятельность Текст
Что такое знак? Что такое знак? 1. Все знаки обладают материальной, чувственно воспринимаемой «формой», которую иногда называют «означающим» - «экспонентом знака»
2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое» - содержание знака 2. Материальный, чувственно воспринимаемый объект (или материальное «событие» только в том случае является экспонентом какого-то знака, если с этим объектом связывается в сознании общающихся та или иная идея, то или иное «означаемое» - содержание знака
3. Очень важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. 3. Очень важным свойством знака является его противопоставленность другому или другим знакам в рамках данной системы. Противопоставленность предполагает чувственную различимость экспонентов.
4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности. 4. Установленная для каждого данного знака связь между его экспонентом и содержанием является условной, основанной на сознательной договоренности.
5. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отражение обобщенное и схематичное. 5. Содержание знака есть отражение в сознании людей, использующих этот знак, предметов, явлений, ситуаций действительности, причем отражение обобщенное и схематичное.
1) «план выражения» 1) «план выражения» 2) «план содержания»
звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания —материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением) звуковая, материальная сторона высказывания, воспринимаемая слухом (а при письменной передаче высказывания —материальная последовательность начертаний, воспринимаемая зрением)
выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты выраженная в высказывании мысль, содержащаяся в нем информация, те или иные сопровождающие эту информацию эмоциональные моменты
это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу это отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня, так или иначе связанными по смыслу
На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон — ворона — ворону (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания разных падежей) На этих отношениях основываются парадигматические ряды (парадигмы) типа ворон — ворона — ворону (грамматическая падежная парадигма, в которой противопоставлены друг другу морфемы — окончания разных падежей)
это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи или в составе единиц более высокого уровня
Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык пользуется для выражения мысли звуками, произносимыми человеком. Каждый язык членоразделен: нормальное высказывание на любом из языков членится на элементы, повторяющиеся в других комбинациях в составе других высказываний. Каждый язык обладает обширным набором таких повторяющихся элементов и гибкой системы правил , по которым эти элементы соединяются в осмысленные высказывания.