Использование аргументации в выступлениях
Система аргументации Шахматы! - говорил Остап. - Знаете ли вы, что такое шахматы? Они двигают вперед не только культуру, но и экономику! Шахматы обогащают страну! Если вы согласитесь на мой проект, то спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам! Васюки станут центром десяти губерний! Поэтому я гово- рю: в Васюках надо устроить международный шахматный турнир! Приезд Хозе- Рауля Капабланки, Эммануила Ласкера, Алехина, Нимцовича и доктора Григорь- ева - обеспечен. На турнир с участием таких величайших мастеров съедутся любители шахмат всего мира. Во-первых, речной транспорт такого количества людей поднять не сможет. Следовательно, НКПС построит железнодорожную магистраль Москва – Васюки. Это - раз. Два - это гостиницы и небоскребы для размещения гостей. Три - это поднятие сельского хозяйства в радиусе на тысячу километров: гостей нужно снабжать - овощи, фрукты, икра, шоколадные кон- феты. Дворец, в котором будет происходить турнир, - четыре. Пять –постройка гаражей для гостевого автотранспорта. Для передачи всему миру сенсационных результатов турнира придется построить сверхмощную радиостанцию. Это - в- шестых. Теперь относительно железнодорожной магистрали Москва - Васюки. Несомненно, таковая не будет обладать такой пропускной способностью, чтобы перевезти в Васюки всех желающих. Отсюда вытекает аэропорт "Большие Васюки" регулярное отправление почтовых самолетов и дирижаблей во все концы света, включая Лос-Анжелос и Мельбурн. Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились.
Требования к аргументам
Слабые и ложные аргументы Его нужно ночью выкрасть! Ей-богу, выкрасть! Однако для предводителя дворянства у вас слишком мелкие масштабы. А тех- нику этого дела вы знаете? Может быть, у вас в чемодане запрятан походный несессер с набором отмычек? Выбросьте из головы! Это типичное пижонство, грабить бедную вдову. Ипполит Матвеевич опомнился. – Хочется ведь скорее, - сказал он умоляюще. - Скоро только кошки родятся, - наставительно заметил Остап. - Я женюсь на ней. Вам нравится? -- робко спросил Ипполит Матвеевич. - А вам? Ипполит Матвеевич побоялся и сказал: - Очень интересно, только Степан какой-то странный. - А мне не понравилось, - сказал Остап, в особенности то, что мебель у них каких-то мастерских ВОГО- ПАСА. Не приспособили ли они наши стулья на новый лад? Эти опасения оказались напрасными. В начале же второго акта все четыре стула были вынесены на сцену неграми в цилиндрах. - Я доволен спектаклем, - сказал Остап, - стулья в целости. Но нам медлить нечего. Если Агафья Тихоновна будет ежедневно на него гукаться, то он недолго проживет.
Слабые и ложные аргументы Вот группа пожилых теток и двое мужчин лет под пятьдесят расселись в кафе. Официант принес им горячий черный кофе и непременно с холодной водой. Как раз для беззубых! Я пью, потому что мне совестно, а совестно потому, что пью. («порочный круг») Соображения секретности не позволяют нам подробно рассказать вам о тех достижениях и делах, которыми отмечена деятельность этого подразделения. Но будьте уверены, эти достижения есть, и вы неоднократно имели возможность узнать о них из телевизионных и радиорепортажей.
Сильные аргументы
Организация аргументов Индукция: от аргументов (фактов) – к выводам (от частного к общему) Дедукция: сначала тезис (вывод) – потом аргументы (от общего к частному) Нисходящая аргументация: вначале приводятся самые сильные аргументы, затем по убыванию силы, в конце – эмоциональный призыв или просьба. Восходящая аргументация: сначала слабые аргументы, затем сила аргументов и эмоциональность увеличиваются. Важное правило: Собеседник легче согласится с вашими аргументами, если вы дважды получите от него ответ «да»
Организация аргументов Почет дорогому гостю, - улыбнулся Ипполит Матвеевич. - Что ска- жешь? Хотя дикая рожа мастера Безенчука и сияла в наступивших сумерках, но сказать он ничего не смог. - Ну? - сказал Ипполит Матвеевич более строго. - "Нимфа", туды ее в качель, разве товар дает? - смутно молвил гробовой мастер. - Разве ж она может покупа- теля удовлетворить? Гроб - он одного лесу сколько требует... - Чего? - спросил Ипполит Матвеевич. - Да вот Нимфа"!.. Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и материал не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я – фирма старая. Основан в 1907 году. У меня гроб, как огурчик,отборный, на люби- теля... - Ты что же это, с ума сошел? - кротко спросил Ипполит Матвеевич и двинулся к выходу. – Обалдеешь ты среди своих гробов. Безенчук предупредительно распахнул дверь, пропустил Ипполита Матвеевича вперед, а сам увязался за ним, дрожа как бы от нетер- пения. - Еще когда "Милости просим" были, тогда верно. Против ихнего глазету ни одна фирма, даже в самой Твери, выстоять не могла, туды ее в качель. А теперь, прямо скажу, - лучше моего товару нет. И не ищите даже.
Организация аргументов Остап закрыл глаза и сделал шаг назад. - Прекрасный мех! - воскликнул он. - Шутите! -- сказала Эллочка нежно. - Это мексиканский тушкан. - Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд! Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна. Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана.
Правила эффективной аргументации Древнее правило: Доказательства следует не считать, а взвешивать Оптимальное число доказательств: 3 Будьте эмоциональны Не злоупотребляйте логическим давлением Обращайтесь к жизненно важным фактам Персонифицируйте идеи Используйте парадоксальные аргументы Демонстрируйте некоторое превосходство над аудиторией Будьте лаконичны Используйте опережающее обсуждение возражений Ссылайтесь на авторитеты Используйте наглядные примеры, цифры и т.д. Шутите
Способы усиления аргументации
Уловки в аргументации Уловки – это умышленное использование ложных аргументов и других некорректных приемов аргументации, построенных на манипулировании и обмане. Здесь перечислены лишь некоторые из них. Использование ложных и недоказанных аргументов в надежде на то, что противная сторона этого не заметит. Пример: Люди, которые вкладывают деньги в акции, очень смелые. Использование приема нередко сопровождается оборотами: «всем известно», «давно установлено», «совершенно очевидно», «никто не станет отрицать» и т.п. Слушателю как бы остается одно: упрекать себя за незнание того, что давно и всем известно. 2) Подмена тезиса. Вместо того чтобы обосновать выдвигаемое положение, приводятся аргументы в пользу другого утверждения, выдвигаемого вместо того, которое требовалось доказать. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, спорщик может попытаться переключить внимание на обсуждение другого, может быть, и важного утверждения, но не имеющего прямой связи с исходным положением. Иногда вместо тезиса доказывается некоторое более слабое утверждение, вытекающее из него.
Уловки в аргументации 3) Переход на личности. Противнику в споре приписываются такие недостатки, реальные или только мнимые, которые представляют его в смешном свете, бросают тень на его умст- венные способности, подрывают доверие к его рассуждениям. Такого рода «критика» противника, приписывание ему нехороших черт или порочащих мотивов ведут к тому, что уже не сущность того, что он говорит, а сама его особа становится предметом обвинений. Даже если упреки в адрес противника справедливы, этот прием некорректен, поскольку меняет плоскость спора. Из того, что человек допускал какие-то промахи, вовсе не следует, что и к сказанному им сейчас надо отнестись с недоверием. Жонглирование отрицательными характеристиками личности противника, не имеющими никакого отношения к существу рассматриваемого вопроса, в товарищеском споре, разумеется, недопустимо.
Уловки в аргументации 4) Апелляция к невежеству – ссылка на неосведом- ленность, а то и невежество противника в вопросах, относящихся к существу спора; упоминание таких фактов или положений, которых никто из спорящих не знает и не в состоянии проверить. 5) Апелляция к публике – вместо обоснования истиннос- ти или ложности тезиса объективными доводами пытаются опереться на мнения, чувства и настроения слушателей. Воспользовавшийся этим аргументом человек обращается не к своему партнеру в споре, а к другим участникам или даже случайным слушателям и стремится привлечь их на свою сторону, апеллируя преимущественно к их чувствам, а не к разуму.
Уловки в аргументации 6) Апелляция к выгоде – приведение аргументов, акцентирую- щих внимание слушающих на возможной материальной или мо- ральной выгоде, которую они получат, если согласятся с говоря- щим. Вместо доказательства истинности или ложности тезиса до- казывается его польза или вред. Напр., надо доказать, что “Бог существует”; доказывают, что Он и вера в Его бытие приносит утешение и счастье. Даже самые простые доводы, чисто “кар- манного свойства”, имеют волшебное действие. Один довод, дей- ствующий на волю, живо и ярко рисующий выгоду или невыгоду чего-нибудь, иногда сильней сотни доводов, действующих на разум. 7) Апелляция к физической силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, в частности угроза применения насилия или прямое употребление каких-то средств принуждения. Скажем, наставляя не соглашаю- щегося с ним сына, отец грозит, что накажет его, если тот принесет из школы тройку.
Общие правила убеждения Выступайте в конце, после того, как все выступили Начинайте с тех моментов, по которым вы с оппонентом согласны Не злоупотребляйте повторами Не злоупотребляйте иностранными словами Не допускайте речевых ошибок Избегайте обилия деталей и аргументов Не используйте слишком узнаваемый источник информации Убеждать легче слева направо (если собеседники сидят рядом) Убеждать легче в темном, тесном помещении с низким потолком Убеждать легче на «территории» собеседника Что нужно для победы в споре? Инициатива Наступление Концентрация действий (атака на центральное или наиболее слабое звено противника в споре) Внезапность