«Написание букв ы - и после ц» Урок русского языка в 5 классе
ЦЕЛИ УРОКА:Обучающая цель: 1) познакомить с новым опознавательным признаком – наличием (ц) перед гласным, с правописанием ы-и после ц; 2) учить правильно обозначать орфограмму;3) расширять лексический запас учащихся.Развивающая цель: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.ЗАДАЧИ УРОКА: обеспечить усвоение знаний из области орфографии, а также формирование умений применять эти знания на практике;формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Зимой беленькие, летом серенькие.Никого не обижают, сами всех боятсяИ в кустах таятся.Проживают в умной книжке хитроумные братишки.Десять их, но братья эти сосчитают все на свете.
“Знаю – не знаю”- Что вы знаете по теме?- Что надо вспомнить?- Почему это написание трудное?- Какой принцип русской графики здесь нарушен?
Ввод учащихся в тему урокаВ некотором царстве, в некотором государстве под названием “Слово”, жила-была принцесса буква ц. Два верных рыцаря были у неё: буква и и буква ы.Нравились они ей. Рыцарь “Ы” - за твёрдость и решительность, рыцарь “И” - за доброту и весёлый нрав. И именно ему отдала гордая принцесса своё сердце. Только рыцарю “И” было дозволено каждый день бывать в главной комнате дворца, которая называлась “Корень слова”.Рыцарь “И” был очень весёлым и общительным, он очень любил петь и учил этому искусству всех жителей сказочного королевства. Лишь только увидев его, они начинали громко кричать: “Репетиция!”. И с тех пор, все слова, которые оканчиваются на - ция, как слово репетиция, стали записываться только с буквой – и.Рыцарю “Ы” - разрешалось заходить в главную комнату дворца только в исключительных случаях. Так появились слова-исключения. А обычно он жил в дальних комнатах дворца. ( в суффиксах и окончаниях слов).Во время звучания сказки на экране постепенно появляется таблица правила правописания гласных букв и - ы - после ц.
Орфографическая задача Станция огурцыЦирк Синицынцыпленок
Работа с учебникомОтработка навыков применения правила правописания.
Монологический ответ на лингвистическую тему “Правописание ы - и после ц”оценить ответ ученика по правилу “ 4 П ”ПРАВИЛЬНОПОЛНОПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОС ПРИМЕРАМИ.
“Лови ошибку”Профессору СиницинуЯ отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попались даже цыкады. Птицы мешают в работе.НезнайкаТолкование новых слов.Циклон – вихревое движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.Цикады – хоботное прыгающее насекомое с прозрачными крыльями, издающее характерный стрекот.
Творческий диктант. Заменить одним словом.Точная выдержка из текста (______).Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой (цыкнуть).Систематическое собрание каких-либо предметов (коллекция).Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины (цитрусовые).Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью (циклон).
Подведение итогов урока.Можем ли мы теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока?Чем интересен был урок? Чем особенно запомнился? Какую орфографическую задачу решили? Как будем узнавать новую орфограмму? Каков опознавательный признак изученной орфограммы?Что нужно знать, чтобы правильно писать Ы или И после Ц?
Выберите себе домашнее задание: Упр. № 689, стр. 46. Представьте себе, что вам предложили участвовать в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о буквах ы и и после ц? Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и др. (с буквами ы – и после ц ).
Зерщикова-5Пивоварова-Щербань-Саргсян-Степанова-Шутков-Яровой-Гаспарян-Григорян-Камышова-
Спасибо за урок