Урок русского языка в 5 классе Учитель Короткова В.В.МОУ СОШ №11
Тема:Главные члены предложения.
Что знаем?СинтаксисПунктуацияСловосочетание Предложение
Что исследуем?Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения.Основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.Пр..зрачнаяноч..та..лм..рцалире..киев деревн..
ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА Казарка- род птиц семейства утиных. Длина этих птиц до 60 см, весят до 8 кг. Они распространены на севере Евразии и Северной Америки. Краснозобая казарка гнездится только на севере России. Это перелетные птицы, они питаются травянистой растительностью. В связи с малочисленностью охота на казарок запрещена.Они занесены в Международную Красную книгу.« Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова
Всполошить, всполошу, всполошишь (разг.). Встревожить, поднять сумятицу среди кого-нибудь. «Толковый словарь русского языка» Д.Н.Ушакова Всполошить, взбудоражить, встревожить. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н.Абрамова.
Выпишите 3 словосочетания «прилагательное + существительное»:Настала теплая прозрачная ночь. Таял снег. В бледном небе чуть заметно мерцали редкие звезды. Внизу, в деревне, один за другим гасли мутные красные огоньки.
Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет.Основа – внутренняя опорная часть предметов, остов; источник, главное, на чём строится что-нибудь. « Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов.На основе предложения – подлежащем и сказуемом – как на опорах, держится всё предложение.
мест. (КТО?)Мы ехали На санях.
глаг. Снежинки (Что делают?) искрятся.
НАЙДИТЕ И ПОДЧЕРКНИТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:1)Две капли брызнули в стекло. (А. Фет)2)В неверном лунном свете вошла я в тихий дом. (А. Ахматова)3)Встает заря во мгле холодной. (А. Пушкин)
Берегите зрение!
Основные способы выражения подлежащего.
Типы сказуемых.
На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.1.Чернеет дорога приморского сада. (А.Ахматова).2. Сто ужей на двух ребят подозрительно шипят. (С. Михалков)3.Красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
Самостоятельная работа. Упр. 420 стр. 142 Упр. 423 стр. 143*
Проверь себя! прил. сущ.1) Тиха украинская ночь. (А.Пушкин) сущ. прил. прил. глаг. сущ.2) Воздух лёгок и чист, и замёрзла река. (И.Никитин) прил. прил. сущ. 3) Широк и жёлт вечерний свет. (А.Ахматова) прил сущ4) Нежна апрельская прохлада. сущ. прил. прил.5) Ночь светлая и морозная.
Итог урока. 1.Чему учились на уроке?2. Над чем нужно поработать дома?
Домашнее задание: § 53, упр. 422, стр. 143
Спасибо за урок!До новых встреч!