казенное образовательное учреждение Омской области «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» РУССКИЙ ЯЗЫК 10 класс Учитель русского языка и литературы Карташова Вера Петровна
Н И НН В СУФФИКСАХ Н И НН В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ
Цели урока: Цели урока: Повторение правил написания –Н- и –НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Формирование умения различать отглагольные прилагательные и причастия и правильно писать –Н- и –НН- в суффиксах.
Во всём мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время, охватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытия. Б.Л.Пастернак
I. «Верю – не верю» I. «Верю – не верю»1. Причастия могут быть действительными и страдательными. (ДА? НЕТ?) 2. Причастие, обозначающее признак того предмета, который сам совершает действие, называется страдательным. (ДА? НЕТ?) 3. –УЩ-,-ЮЩ-,-АЩ-,-ЯЩ- – это суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. (ДА? НЕТ?) 4. Причастный оборот - это причастие + зависимое слово. (ДА? НЕТ?) 5. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак по действию. (ДА? НЕТ?) 6. Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов –ОМ-,-ЕМ-,-ИМ- (ДА? НЕТ?)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ДА: 1,4,5 НЕТ: 2,3,6
II. Синтаксическая пятиминутка. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? (ЕГЭ, А-20) Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику. А)1,4 Б) 2,3 В) 1,2,3 Г) 3,4
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
АЛГОРИТМ [лат.] – последовательность проведения вычислительных операций для определения искомого результата, искомой величины. Последовательность действий для выполнения какой-либо задачи. порядок действий, правила, используемые в процессе какой-либо деятельности. Задание: Составить со словом алгоритм простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, раненый; невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, желанный, читанный.
АЛГОРИТМ Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных 1.В суффиксах причастий пишется две буквы Н. 2.В суффиксах отглагольных прилагательных – одна Н. Вопрос: как отличить причастие от отглагольного прилагательного? I. Причастия: Образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида. Вопрос что сделать? Брошенный (от слова бросить- что сделать?) Решенный (от слова решить- что сделать?) 2. Имеют зависимые слова: вязанный (кем?) бабушкой шарф. 3. Имеют приставки (кроме НЕ-): заштопанные носки. 4. Оканчиваются на –ованный-, -ёванный-: маринованные огурцы. В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна буква Н. Брошен, решён, вязан Исключения: раненый (сов.вид), кованый, жёваный (на -ованный-, -ёванный-). II.У отглагольных прилагательных этих признаков нет, они пишутся с одной буквой Н и образованы от глаголов несовершенного вида (вопрос что делать?) Гружёный вагон, вязаная кофта, ломаная линия, печёный картофель.
От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени или отглагольные прилагательные, обозначьте их. (применяйте для рассуждений алгоритм) Рвать, скосить, нагрузить, пугать, ломать, жарить, написать, пилить, утопить, напугать, посеять, покрасить, задержать, решать, решить. Пример:Рассуждаем устно: избаловать (что сделать?)– сов.вид избалованный (причастие)
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Рвать – рваный (нес.вид, имя прилагательное) Скосить – скошенный (причастие) Нагрузить – нагруженный (причастие) Пугать – пуганый (нес.вид, имя прилагательное) Ломать – ломаный (нес.вид, имя прилагательное) Жарить – жареный (нес.вид, имя прилагательное) Написать – написанный (причастие) Пилить – пиленый (нес.вид, имя прилагательное) Утопить – утопленный (причастие) Напугать – напуганный (причастие) Посеять – посеянный (причастие) Покрасить – покрашенный (причастие) Задержать – задержанный (причастие) Решать – решеный (нес.вид, имя прилагательное) Решить – решённый (сов. вид., причастие)
Тушёные овощи Тушённые в духовке овощи Потушенные овощи ВНЕШНЕ СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ, А ПИШУТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ПОЧЕМУ?
1) Ржа..ой хлеб, 2) фасова..ые продукты, 3) вычище..ый колодец, 4) купле..ый в магазине,5) вяза..ый шарф, 6) ягоды собра..ы, 7) газирова..ая вода, 8) гружё..ые повозки, 9) варё..ый в котелке, 10) неезже..ые дороги, 11) усыпа..ая тропинка, 12) кваше..ая в бочке капуста, 13) неслыха..ый успех, 14) купле..ый карандаш, 15) льви..ая грива, 16) ране..ый в плечо.
1. В словах какого ряда пишется одно Н? А) выкачан*ый воздух, ставни затворён*ые Б) продемонстрирован*ый, разгорожен*ый В) сказан*ое, взлелеян*ый Г) тушё*ный, жарен*ый В словах какого ряда пишется А? А) узн_нный, заброш_нный Б) асфальтиров_нный, призн_нный В) прикле_нный, связ_нный Г) постриж_нный, выкач_нное колесо В словах какого ряда пишется два НН? А) мин..ое поле, окон..ое стекло Б) тетради провере..ы, письмен..ый стол В) оловя..ая ложка, утин.ая охота Г) стеклян..ая витрина, лошадин..ая грива
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Выпиши слова с пропущенной буквой, обозначь орфограмму. 1)Но я открыть упорно не хотела зажмурен*ых от мыльной пены глаз. 2.Из тьмы выступали гружён*ые платформы. 3.Блестели отшлифован*ые росой рельсы. 4.Распахан*ое поле широко простиралось вдаль. 5.Он вспомнил размерен*ый грохот копыт по улицам Ростова. 6.Тусклый свет едва пробивался сквозь полуразрушен*ые окна. 7.Дорога шла между двумя живыми изгородями стрижен*ого кустарника. 8.Дальше пролегала дорога, кое-где посыпан*ая щебнем. 9.Они расположились вокруг полирован*ого стола. 10.Босые ноги чуть покалывает свежескошен*ая трава. Работа по учебнику страница175, упражнение 267. (Взаимопроверка. Вывод о написании в словах Н,НН)
зажмуренных гружёные отшлифованные распаханное размеренный полуразрушенные стриженого посыпанная полированного свежескошенная
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
Спасибо за урок!