PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Русский язык / Лингвистические задачки
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: Лингвистические задачки


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: Лингвистические задачки


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Лингвистические задачки.
Описание слайда:

Лингвистические задачки.

№ слайда 2 Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд стр
Описание слайда:

Следующий обмен репликами в общественном транспорте кажется на первый взгляд странным, парадоксальным.– Вы сейчас выходите?– Не выхожу, но выйду.Как можно объяснить такое использование форм глагольного вида?Не выхожу (несовершенный вид глагола) в приведен-ном диалоге означает ‘мне вообще-то не надо выходить’, ‘яне собираюсь выходить’. А выйду (совершенный вид) зна-чит ‘выйду на краткое время и вернусь назад’, то есть ‘сде-лаю так, чтобы вы смогли выйти’.

№ слайда 3 Отметьте все причастия от глагола зависеть:(А) зависящий; (Б) зависимый; (В) зав
Описание слайда:

Отметьте все причастия от глагола зависеть:(А) зависящий; (Б) зависимый; (В) зависящий, зависимый; (Г) зависящий, зависевший; (Д) зависящий, зависимый, зависевший.Кратко поясните ваше решение.Глагол зависеть несовершенного вида, значит, от него можно образовать причастия и настоящего, и прошедшего времени. Действительное причастие настоящего времени — зависящий, а прошедшего — зависевший. Есть ли у этого глагола страдательные причастия? Нет и не может быть,потому что глагол непереходный. Это означает, что у него нет прямого дополнения, объекта, к которому могло бы относиться страдательное причастие.А что же такое зависимый? Это отглагольное прилагательное. Причём значение его примернотакое же, как у действительного причастия зависящий. Если бы зависимый было причастием,такой синонимии не могло бы быть (ср.: читающий и читаемый — совсем не одно и то же).Итак, у глагола зависеть два причастия: зависящий и зависевший, ответ (Г).

№ слайда 4 Какое сочетание знаков препинания не может встретиться в тексте, написанном без
Описание слайда:

Какое сочетание знаков препинания не может встретиться в тексте, написанном без ошибок нарусском языке?(А) .) (Б) .( (В) ., (Г) .; (Д) .:Кратко поясните ваше решение.Точка перед другим знаком препинания можетвстретиться, если перед знаком препинания стоитсокращение (ср.: стр., г., в.; до н.э.; Иванов А.А.,Петров Я.Я. и т.д.). А между точкой и открываю-щей скобкой (за которой начинается следующееслово или даже следующее предложение) по пра-вилам полагается ставить пробел. Ответ: (Б).

№ слайда 5 Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы ъ,
Описание слайда:

Один маленький мальчик захотел узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы ъ, ы и ь.Мама посоветовала ему открыть словарь. Мальчик наугад открыл орфографический словарь (статей ъ, ы, ь в нем не было), но ему повезло –он смог получить ответ на свой вопрос. На какойбукве открылся словарь?(А) т; (Б) б; (В) в; (Г) э; (Д) щ.Для того чтобы узнать, в каком порядке идут в алфавите буквы Ъ, Ы и Ь, с которых не могут начинаться русские слова, надо найти слова, в которых они будут стоять после какой-нибудь другой буквы. Разумеется, чтобы на алфавитныйпорядок влияли именно Ъ, Ы и Ь, буква должна быть одна и та же. В словах, начинающихся на Щ и Т, не бывает Ъ, поскольку на эти буквы не начинаются приставки, а Ъ пишется толькопосле приставок. На Б и Э приставки есть (без- и экс-), но нет слов, начинающихся на безь- и эксы- (на эксъ- и эксь-, впрочем, слов тоже нет, а вот на безы- есть: безыдейный, безыскусный и др.).Значит, словарь открылся на букве В. Действительно, в словаре можно найти слова въедли- вый, въезд, въезжать, въехать, въяве, много слов с приставкой вы-, а также слова вьетнамец, вьюга, вьюк, вьюн, вьюрок, вьюшка – именно в таком порядке. Итак, ответ: (В).Можно было бы открыть словарь и на букве П:там есть, например, слова подъехать, подъязычный, подыграть, подыскать, подытожить, подышать и подьячий.

№ слайда 6 В повести Валентина Катаева «Алмазный мойвенец» известные писатели выведены под
Описание слайда:

В повести Валентина Катаева «Алмазный мойвенец» известные писатели выведены под вы-мышленными именами. Кто из писателей полу-чил имя Вьюн?(А) Павел Антокольский; (Б) Алексей Кручё-ных; (В) Владимир Маяковский; (Г) Юрий Оле-ша; (Д) сам Валентин Катаев.Кратко поясните ваше решение.Придумывая вымышленное имя для русскогопоэта-футуриста Алексея Кручёных, ВалентинКатаев воспользовался его «говорящей» фамили-ей (действительно фамилией, не псевдонимом),заменив глагол крутиться, от которого она об-разована, на близкий по смыслу глагол виться.Так и получилось имя Вьюн. Ответ: (Б).

№ слайда 7 Какое слово образовано не так, как осталь-ные?(А) Темница; (Б) теплица; (В) свет
Описание слайда:

Какое слово образовано не так, как осталь-ные?(А) Темница; (Б) теплица; (В) светлица;(Г) горница; (Д) кузница.Кратко поясните ваше решение.Все эти слова являются наименованиями по-мещений. Первые четыре слова образованы отприлагательных, обозначающих признак объек-та: тёмный, тёплый, светлый, горний (располо-женный высоко), – с помощью суффикса -иц(а).Слово же кузница образовано от существитель-ного с тем же значением кузня. Ответ: (Д).

№ слайда 8 В одном русском документе XVII века форматворительного падежа единственного числ
Описание слайда:

В одном русском документе XVII века форматворительного падежа единственного числа сло-ва голова записана как галавою и головаю. Накакой слог в этой форме падало ударение в гово-ре авторов этого документа?(А) На первый; (Б) на второй; (В) на третий;(Г) на четвертый; (Д) невозможно определить.Кратко поясните ваше решение.Как легко видеть, в документе, о котором идётречь, отразилось аканье. А поскольку аканье –это произношение безударного [о] в виде звука,близкого к [а], ни первый, ни второй, ни третийслог рассматриваемой формы ударным быть неможет. Тем самым, как это ни удивительно, уда-рение в ней падало на последний, четвёртый,слог: голово ю ´. Ответ: (Г).

№ слайда 9 Как правильно сказать: Мы читали сказкупро колобок или Мы читали сказку про коло
Описание слайда:

Как правильно сказать: Мы читали сказкупро колобок или Мы читали сказку про колобка?Колобок – изделие из теста. Значит, это не-одушевленное существительное? Тогда должнобыть: Мы читали сказку про колобок. Но коло-бок в сказке путешествует, разговаривает – тоесть ведет себя как живое существо; он не простопредмет, а главный персонаж. Поэтому лучшеупотребить это существительное как одушевлен-ное: Мы читали сказку про колобка.

№ слайда 10 Что такое москатель? В XIX веке в Россиибыли москательные лавки, в которых прода
Описание слайда:

Что такое москатель? В XIX веке в Россиибыли москательные лавки, в которых продава-лись москательные товары…Москатeль – устаревшее совокупное на-звание ряда химических товаров: красок, масла,клея, соды и т.п.

№ слайда 11 Как можно понять фразу Маша хочет выйти замуж за спортсмена?Маша хочет выйти зам
Описание слайда:

Как можно понять фразу Маша хочет выйти замуж за спортсмена?Маша хочет выйти замуж за спортсмена имеет по крайней мере два смысла: а) ‘Маша собирается выйти замуж за конкретного человека, который профессионально занимается спортом’ и б) ‘Тот,за кого Маша выйдет замуж, должен быть спортсменом’. Двусмысленность связана с тем, что су-ществительное в русском языке может иметь какконкретное, так и неконкретное употребление.

№ слайда 12 В списке действующих лиц комедии «Гореот ума» значится «старуха Хлестова, свояче
Описание слайда:

В списке действующих лиц комедии «Гореот ума» значится «старуха Хлестова, свояченицаФамусова». Но сам Фамусов, представляя Хлес-тову гостям, говорит: «Моя невестушка» (т.е. не-вестка). Разве свояченица и невестка – это однои то же?Нет, или Грибоедов, или его герой ошибаются.Свояченица – это сестра жены, а невестка – жена брата или сына (поэтому у невестки фамилия та же, что у брата или сына). У Хлестовой и Фамусова фамилии разные; она – его свояченица.

№ слайда 13 Столяр и слесарь – распространенные рабо-чие профессии. А чем они различаются дл
Описание слайда:

Столяр и слесарь – распространенные рабо-чие профессии. А чем они различаются для линг-виста?У слова столяр есть мотивировка: это зна-чит, нам понятно, как данное слово возникло(первоначально столяр – ‘тот, кто делает сто-лы’). А у слова слесарь мотивировка затемнена,мы не знаем, как это слово появилось на свет.Только специальные разыскания подскажут,что слесарь – от нем. der Schlosser, т.е. буквально‘тот, кто делает замки’.

№ слайда 14 Какое отношение перлы красноречия (илиостроумия) имеют к бисеру, который не след
Описание слайда:

Какое отношение перлы красноречия (илиостроумия) имеют к бисеру, который не следуетметать перед свиньями?В первом выражении говорится об искус-ной, изящной речи, во втором – о бесполезностиобъяснять что-то тому, кто не сможет этого по-нять и оценить. Слово перл (чаще употребляет-ся во множественном числе) – от французскогоperle ‘жемчуг’. Слово бисер в церковнославян-ском языке означало то же самое: жемчуг (Немечите бисера перед свиньями – выражение изБиблии). Так что перл и бисер – в принципе однои то же.

№ слайда 15 Прилагательные безмозглый и промозг-лый – одного корня?Слово безмозглый значит ‘
Описание слайда:

Прилагательные безмозглый и промозг-лый – одного корня?Слово безмозглый значит ‘глупый, забыв-чивый’, букв. ‘без мозга’. А промозглый восходитк старому русскому слову мзга со значением ‘не-погода, гниль, мокрота, трухлявость’ (оно есть,например, в словаре Даля). Получается, что и вбезмозглый, и в промозглый – корень мозг, толь-ко это разные (омонимичные) корни.

№ слайда 16 Решите анаграммы, в которыхзашифрованы понятия из области русского язы-ка и лите
Описание слайда:

Решите анаграммы, в которыхзашифрованы понятия из области русского язы-ка и литературы, и запишите их на свободныхстроках.Время на выполнение – 3 минуты.1. САНЯБ ______________________________2. ИНЕДУРАЕ ___________________________3. ЕЧИАНРЕ ___________________________4. РИЯОНИ _____________________________5 ЕГОНЛОМЗИ __________________________Выпишите первые буквы полученных слов втом порядке, в котором они расположены, и Выполучите новое слово, обозначающее фамилиюрусского писателя. __________________________басня Бунинударениенаречиеирониянеологизм

№ слайда 17 Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Свя
Описание слайда:

Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживатьсялибо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.

№ слайда 18 Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Свя
Описание слайда:

Подумайте, как связаны элементы логической сетки, и заполните пустые ячейки. Связи могут прослеживатьсялибо по строчкам, либо по столбцам, либо по столбцам и строчкам. Время выполнения задания – 3 мин.

№ слайда 19 Найдите главные члены предложения в примере из разговорной речи: У него этого до
Описание слайда:

Найдите главные члены предложения в примере из разговорной речи: У него этого добра – выше крыши. Согласно определениям традиционной грам- матики, в предложении У него этого добра – выше крыши подлежащего нет (предложение односоставное), а сказуемое выражено фразеологическим (устойчивым) сочетанием выше крыши.

№ слайда 20 В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теле-нок» упоминается пишущая машинка «А
Описание слайда:

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теле-нок» упоминается пишущая машинка «Адлер», кото-рая печатала «с турецким акцентом». Какой буквы наклавиатуре должно было не хватать, чтобы у письмен-ного русского текста появился «турецкий акцент»?В клавиатуре пишущей машинки отсутство-вала буква е, вместо нее приходилось печатать «э оборотное», и предшествующие этой букве согласные приобретали не свойственную им твердость, например: отпуститэ в крэдит, за счэт правлэния и т.п.

№ слайда 21 Согласно древнему преданию, один полко-водец направил соседнему народу послание,
Описание слайда:

Согласно древнему преданию, один полко-водец направил соседнему народу послание, вкотором предупреждал, что если он завоюет ихгосударство, то всех жителей перебьет. Те отве-тили одним словом. Каким? (Подсказка содер-жится в тексте послания полководца.)Если. Так спартанцы ответили македонско-му царю.

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru