Лексика.Фразеология. Урок повторения в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ - СОШ № 35 г.Белгорода Суковой Е.А.
Повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология» в предыдущих классахЗакрепить знания по темеАктивизировать творческие способности учеников
Расскажите, что вы знаете о этих терминах, приведите примеры: лексикология, лексика, профессионализмы, диалект, жаргонизмы, фразеология, фразеологизмы, неологизмы.
Товарищ твой просит украдкойОтветы списать из тетрадки.Не надо! Ведь этим ты другуОкажешь …. Фальшивят, путают слова.Поют кто в лес, … .Ребята слушать их не станут:От этой песни уши ... .
Что изучает лексика?Каково самое общее деление слов по значению?Какие группы слов вам известны?Что такое фразеологизмы? Повторение раздела «Лексика»
Замени буквы цифрами: а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.Составить слово из цифр:13,6,12,19,10,12,16,13,16,4,10,33.лексикология
Найдите слова, которые не относятся к профессии художника палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.Почему?
кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки;пальто, плащ, шуба, кафтан.
Замените устаревшие слова синонимами: Очи – …….; десница – …...; ланиты – …..; выя – ……; чело – ……; уста – ……; глаголет – …….; перст – ……..
Найдите фразеологизм, объясните его значение С виду мы не очень схожи:Петька толстый, я худой.Не похожи мы, а всё жеНас не разольёшь водой!(Б. Заходер)
Определите слово по его лексическому значению: Цвет фиалки и сирени. Заранее намеченный путь следования. Мысленно представить себе что-либо. Очень большой. Желтый с красноватым оттенком. Знаки для обозначения звуков. Слова, употребляемые жителями одной местности. Слова, употребляемые в профессии? Профессионализмы)
Замените исконно русскими слова заимствования: презентация шоу имидж прогресс космосдиалог
Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях. В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.