Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. Задачи: *ШАГ 1 Вспоминаем пройденное на прошлом уроке. *ШАГ 2 Знакомимся с новыми понятиями. *ШАГ 3 Выполняем практические задания. *ШАГ 4 Проверяем себя.
Раздел науки о языке
В языке существуют следующие ЛЕКСИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ:
Синонимы - это слова, близкие по лексическому значению.
ЗАДАНИЕ №1 Замени в следующих предложениях повторяющийся глагол ПОДНЯТЬСЯ подходящими по смыслу синонимами.
Синонимы различаются стилистической окраской. Среди них есть нейтральные ( глаза, разговор ), книжные ( очи ), разговорные ( болтовня ).
ЗАДАНИЕ № 3 Расположи слова в синонимических рядах по степени нарастания признака действия. Небольшой, микроскопический, мелкий, маленький, крошечный, незаметный. Порок, слабость, недостаток. Улыбаться, хохотать, смеяться, гоготать, хихикать, прыскать, усмехаться. Ярость, бешенство, исступление, гнев.
Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.
Только что ты узнал и запомнил определение антонимов. А для чего необходимы они в речи? Умелое использование антонимов придаёт речи особую остроту. Они обладают огромными выразительными возможностями и могут использоваться для характеристики героев литературных произведений.
ЗАДАНИЕ № 4 Запиши предложения, переделав их так, чтобы они приобрели противоположный смысл. В первом классе я плохо учился. Мои тетради были грязные, неряшливые. Почерк у меня был небрежный. Мама очень переживала за меня. Из-за этого у меня всегда было плохое настроение. В первом…
ЗАДАНИЕ №5 Подбери к данным словосочетания с противоположным значением. воск - … свет - … наказание - … климат - … вода - … знак - …
Омонимы – это слова одинаковые по звучанию или написанию, но разные по значению. НАПРИМЕР: Ключ ( от замка) Ключ ( ручей)
ЗАДАНИЕ № 6 С подчёркнутыми словами составь омонимичные словосочетания.
ЗАДАНИЕ № 6 Ответом на каждый вопрос служит омоним. Отгадай ответ и запиши его. Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какую ноту кладут в суп? Какой лук не крошат в салат? Из какого крана нельзя налить воды? В каких лесах нельзя заблудиться? Какой ручкой нельзя погладить кошку? Какой кистью не покрасишь окно?
Давай вспомним, какую цель мы поставили себе в начале пути… Цель: Познакомиться с понятием синонимов, антонимов, омонимов; научиться узнавать их и употреблять в собственной речи. 1. Ты легко можешь дать определение синонимам, антонимам, омонимам? 2. Теперь ты уверенно определишь их в любом тексте и точно не спутаешь друг с другом? 3. Ты обещаешь использовать их в своей речи? Ты утвердительно ответил на все вопросы? Поздравляю! Ты успешно прошёл все испытания, мой ученик.
Ты молодец! Сумел решить все задачи и достиг главной цели. До новых встреч!