Тема урока: Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева «Про зависть». Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С).
Цели урока:Систематизировать знания об особенностях публицистического стиляОтработать навыки выполнения тестовых заданийСоздать условия для лингвистического анализа текстаСовершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения –рассуждения
“Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить” Д.С. Лихачев
Подберите ассоциации к слову ЗАВИСТЬ
Про зависть1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?(4) Начните перечислять все , что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите , что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные , индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.(12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.(13) Завидуете - значит не нашли себя.
Тема : Про завистьПроблема текста: Можно ли избежать зависти , есть ли средство от этого ужасного чувства?Основная мысль (авторская позиция) выражена в побуждении к действию, в призыве: ( № 10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.Стиль публицистический
Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?
Публицистический стиль
Сфера применения Общественно – политическая сфера жизни. Используется в газетах, журналах, выступлениях на собраниях и митингах. Стиль писателей – публицистов, журналистов.
Основные черты стиля:КонкретностьЛогичностьЭмоциональностьОбщедоступность высказываний
Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять.
Задачи:Сообщить информацию о жизни страны;Воздействовать на массы;Сформировать определённое отношение к общественным делам;Сформировать гражданскую позицию;
Языковые средства и приёмы построения текста:Вопросительные и побудительные предложения;Совмещение книжных и разговорных слов;Повторы;Прямые обращения к собеседнику;Параллельный способ связи предложений;Использование предложений с однородными членами.
Языковые средства и приёмы построения текста:Вопросительные и побудительные предложения – №1, 2, 3, 5;Совмещение книжных и разговорных слов: тяжеловес, рекорд, гимнастка, игра..Повторы – зависть - 6 раз, завидовать - 5 раз;Прямые обращения к собеседнику – № 1, 4, 10;Параллельный способ связи предложений - №11, 12;Использование предложений с однородными членами - № 4, 5, 8, 10.
Тип речи РассуждениеСтруктура сочинения-рассуждения(часть С)
Физкультминутка
Ключ к заданиям А8 –А10
Работа в группахПервая группа - сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.Вторая группа - сформулировать тезисы, в которых необходимо выразить позицию автора.Третья группа - выразить собственное восприятие текста к одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом и литературой. Четвертая группа написать заключение к сочинению.
Структура собственной аргументации
Рефлексия Убедил ли вас Лихачев в том , что завидовать – значит не найти себя?
Спасибо за урок!