Комментарий Текстуальный Концептуальный
Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?
Пример текстуального комментария Проблему лени автор раскрывает на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную «связь» жизни героя с ленью. Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем, превращая его в своего пленника, заложника. Чехов подчеркивает, что его персонаж, с одной стороны, прекрасно понимает, что именно «моя она» – причина всех его несчастий; с другой стороны, указывает автор, его герой и не пытается хотя бы каким-то образом противостоять этому пороку.
Типовые конструкции, помогающие написать комментарий
Типовые конструкции, помогающие написать комментарий к проблеме, поднятой в полемической статье
Концептуальный комментарий Учащийся, опираясь на понимание проблемы исходного текста, дает различного рода интерпретации этой проблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текста через свое восприятие и высказываетесь по ней. Чаще всего экзаменуемые в концептуальном комментарии пишут:об актуальности проблемы;приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).
Пример концептуального комментария Лень… Действительно, какое «поэтичное» слово! Кто из нас не знаком с ней?! Не случайно и называют ее часто «матушкой-ленью». Наверное, каждый из нас, читая чеховский текст, невольно проводит параллель с собой. Как же трудно порой оторвать себя от экрана компьютера и сесть за выполнение домашнего задания! Как трудно заставить себя что-то сделать заблаговременно: постоянно находятся «отговорки», что это можно сделать завтра. Практически ежедневно каждому из нас приходится бороться с ней, коварной, или, к сожалению, как и чеховскому герою, уступать ей.