Комментарий к проблеме текста
Комментарий – это НЕ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА! Это толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.
Читая комментарий, эксперты проверяютваше умение строить связное монологическое высказываниенасколько глубоко и полно вы поняли проблему текстаувидели ли вы АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫумеете ли вы следить за ходом авторской мысли
Типы комментариев Текстуальный комментарий – это комментарий «вслед за автором».Создавая такой комментарий, необходимо объяснить, ЧТО ДЕЛАЕТ АВТОР, чтобы привлечь внимание читателей к основной проблеме текста и её аспектам. Создавая концептуальный комментарий, вы как бы «пропускаете» проблему текста через СВОЁ восприятие и высказываетесь по ней. (См. таблицу «Как работать над частью С»)
Необходимо помнить:Любой комментарий должен быть написан С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! В комментарии не должно бытьПересказа текста (мы отмечаем только те стороны текста, которые относятся к ПРОБЛЕМЕ)Авторской точки зренияПодмены проблемы (выделили одну проблему, а комментируем другую)
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.(8) – Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама..(12)Одевалась она очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.(22) – Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (К. Г. Паустовский)
В чём недостатки комментария? Без сомнения, проблема одиночества пожилых людей чрезвычайно актуальна в наше время. Множество стариков чувствуют себя никому не нужными, даже собственным детям. А дети! Совести у них нет! Оставляют своих престарелых родителей на произвол судьбы , не вспоминают о них и знать не хотят, как им одиноко и горько. Проблема одиночества пожилых людей.Аспекты:Причины одиночества пожилых людей.Как живётся пожилым людям без поддержки близких.
В чём недостатки комментария? Проблема одиночества пожилых людей.Аспекты:Причины одиночества пожилых людей.Как живётся пожилым людям без поддержки близких. Рассматривая проблему одиночества на примере жизни своей героини, автор отмечает, что ей очень тяжело живётся одной: «неровён час, так и умрёт она, не повидав дочери». А ведь Катерине Ивановне так хочется внимания, так хочется в последний раз увидеть дочь, чтобы не умереть в полном забвении.
В чём недостатки комментария? Проблема одиночества пожилых людей.Аспекты:Причины одиночества пожилых людей.Как живётся пожилым людям без поддержки близких. Комментируя эту проблему, хочется сразу же сказать, что проблема одиночества касается не только героини Паустовского, но, к сожалению, и каждого из нас. Вряд ли найдётся человек, который никогда в жизни не сталкивался с одиночеством. И, наверное, каждый из нас может сказать, что был бы намного счастливее в жизни, если бы в такие моменты кто-нибудь из близких был рядом.
рассказываетупоминает о…говоритобращает внимание читателя на…указывает на…замечаетотмечаетподчёркиваетразмышляет над… (о … )рассуждает о…приводит одно из определенийвысказывает предположениесравниваетописываетизображаетрисует
Точка зрения автора (ИДЕЯ текста) Что хотел сказать автор?Какова была цель его высказывания?Как он сам относится к поставленной проблеме?Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?Чему учит текст?
Стиль текста Часто идея текста выражена не прямо, а КОСВЕННО: в названии текста, в эпиграфах, через художественные приёмы и детали: (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы, восклицания; описания, пейзаж, интерьер, портрет героя, его поступки, речь, авторские характеристики и т.д.) Как правило, позиция автора выражена ПРЯМО: в отдельных предложениях текста, в лирических отступлениях, в авторских замечаниях (ремарках) и т.д.
Авторсчитает заставляет читателя задуматься о…подводит читателя к выводу о том, что…осуждает (кого? что?)убеждён в том, что…критикует (кого? что?)призывает (к чему?)возмущён (чем?)сожалеет (о чём?)сочувствует (кому?) и т.д.