«Часто один мощный художественный образ влагает в наши души более, чем добытое многими годами жизни» В. М. Гаршин
Методика разработки урока по теме «Земля - наш общий дом,а Россия – наша Родина в нём» в рамках курса ОРКСЭ Авторы проекта:Догадина Н.В.Швачко Н. И.Казак Т. В.Прохоренко Т. Г.Горохова К. А.
Краткая аннотацияКак объяснить детям, для чего вводится в школьную программу новый курс ОРКСЭ? Что это за предмет? Чем он отличается от других школьных предметов? В тематическом планировании по ОРКСЭ самый первый урок посвящён России, нашей Родине. О том, что Россия – наша Родина, детям уже известно в садике. Поэтому первый урок должен расширить представления детей о Родине как о доме для людей живущих в России. Детям надо объяснить, что мы не одиноки в мире, что на планете Земля есть другие люди, у которых тоже есть своя одна – единственная Родина и все мы живём в одном общем доме – Земля. Первый урок – это пилотный урок. Именно от того, как он будет построен, зависит, захотят ли дети вновь прийти на этот урок, включатся ли они в работу по желанию, а не по принуждению. Главное в уроке: живой интерес детей, опора на их личный чувственный опыт. Особенность первого урока - не простое созерцание той информации, которую приготовил учитель, а активное участие детей при обсуждении новых для них понятий: «Земля», «Родина», «Россия», «дом», «народ», «нация», «обычаи», «традиции», «религия», «культура».Первый урок – это начало работы по созданию итогового проекта, который детям предстоит защитить на последнем уроке по окончанию курса (в тематическом планировании это 16 – 17 уроки). Поэтому на уроке необходимо создать условия для заинтересованного участия каждого ребёнка в будущем проекте.
Цель урока-проекта:через чтение литературных произведений, через прослушивание аудиозаписей, через изобразительную деятельность вызвать у детей чувство сопричастности ко всем, живущим людям на Земле;что каждый народ отличается своей культурой, языком, обычаями и традициями, имеет своё вероисповеданиеЗадачи: с помощью воображаемого путешествия создать условия для понимания того , что мы не одиноки в мире, что каждый народ с его Родиной лишь маленькая частица огромного Земного шара;расширить кругозор учащихся; воспитывать любовь и гордость за нашу Родину- Россию; формировать коммуникативные навыки
Паспорт проекта по предметному содержанию: монопроект (в рамках одного предмета – ОМРК);по продолжительности: минипроект (в рамках одного урока);тип проекта –игровой (дети – путешественники, которым предстоит совершить воображаемое путешествие по земному шару с целью получения первоначальных знаний о жителях большой планеты - Земля). Представлен урок в виде презентации.
Оборудование: Видеопроектор; Экран; Мультимедийная презентация с встроенной в неё аудиозаписью «Вавилонская башня» , клипа «Моя Россия» и песни «Я люблю тебя, Россия»; Рисунки детей на тему «Мой дом»;Карточки с новыми словами;Шаблоны Земного шара.
Предварительная подготовка Для учащихсяза день до урока дать учащимся возможность ответить на вопрос: «Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке, который называется «Основы мировых религиозных культур»?к уроку дети приносят в класс рисунки на тему «Мой дом», в которых отражают своё понимание, что такое дом для них.Для учителяОпределяет проблему, цель, задачи будущего проекта (урока); составляет план с указанием времени на тот или иной этап проекта (урока);Составляет вопросы и задания таким образом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно мыслить и высказывать свои мысли;следует правилу: играя, не забывай об учебных задачахготовит информационный наглядный материал к уроку (атрибуты путешествия, иллюстрации по теме урока, литературный материал, аудио и видеозаписи, карточки с новыми словами – понятиями)
План урока1. Орг. момент. Мотивация.2. Актуализация знаний.3. Вхождение в урок. Прослушивание клипа «Россия – Родина моя».4. Работа с материалами урока: *фотографии детей; *стихотворение Т. Дашкевич «Мы – разные»; *рисунки детей «Мой дом»; *игра «Ладошки»; *видеоряд разных домов и народов; *игра «Обнимем Землю».5. Физминутка «Вместе весело шагать».6. Погружение в урок.Аудиозапись легенды «Вавилонская башня».7. Закрепление материала урока. Метод кластера.8. Итоги урока.9. Рефлексия. Шуточные образы Земли: «Планета улыбается»
Литература и источники информации: Текст стихотворения Т.Дашкевич «Мы – разные» из книги «Голос ангела»; Энциклопедия стран и загадок «Чудеса света»; «Толковый словарь русского языка для школьников» С. Г. Трясогузовой; Слайды 11, 16 – 27, 30 - 32 взяты из презентаций Е. Берюховой и Э. Кузнецовой (взяты из сети Интернет).
Мы - разные
"Мой дом"
Наши ладошки
Дома России
Дом в Америке
Дома в Казахстане
Дом в горной долине
Дома в Китае
Дома в Японии
Дома в Венеции
Дома в Гонконге
Дом на воде в Англии
Дом в Африке
Дом на Чукотке
Дом кочевников
Обнимем землю
В м е с т е в е с е л о ш а г а т ь
Вавилонская башняРазошлись пути-дороги,Языки менялись, лица.Разошлись пути-дороги, Чтобы вновь соединиться
Питер Брейгель. Вавилонская башня
В мире 6 миллиардов людей. Это очень много.Если бы все мы выстроились друг за другом от Земли до Луны, получилась бы космическая очередь в 7 рядов! На Земле более 150 страни около 5 000 языков
культура
Конкурс рисунков "Планета улыбается"
Спасибо за внимание!