Как узнать, к какой части речиотносится слово Презентация к уроку по учебному комплексу «Русский язык. 5 класс» под общей редакцией Г. Г. Граник Сухая Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №34 г. Смоленска
Словарная работа: морфология Слово morphe пришло из греческого языка и переводится на русский язык как форма.Как видите, морфология — слово говорящее. Морфология — раздел науки о языке, в котором изучаются формы слов.Слово в предложении «надевает» определенную форму — форму того или иного падежа, рода, лица, числа и т. д.
Большие группы слов с одинаковыми грамматическими формами называются частями речи. Чтение § 9. Беседа по прочитанному.— Почему разные ученые выделяют разное количество частей речи?— Где в тексте содержится ответ на вопрос: «Как узнать, к какой части речи относится слово»?— Что об этом говорится?
В XX веке многие учёные решили: чтобы узнать, к какой части речи относится слово, нужно: 1)знать грамматические формы слова: как оно изменяется,какие окончания «надевает» слово;2)знать вопросы, на которые отвечает слово.По этим же признакам и мы с вами будем определять, к какой части речи относится слово.
Любую часть речи узнаю при встрече Каждое из слов в этом предложении стоит в определенной форме. Определите, какие это формы. (Любую — прилагательное в форме ед. ч.ж. р., вин. п. и т. д.)Все эти формы и изучает морфология.
Задание 35. Расскажите, какие части речи есть в русском языке. Не забудьте о примерах. Помните: их должно быть много!
ЗАДАНИЕ 37. Заполните таблицу. Смеяться, смешливый, смех, (выглядеть) смешно.Веселье, (рассказывать) весело, весёлых, веселимся.Радуешься, радостную, (соглашаться) радостно, радость.Задумается, (смотреть) задумчиво, вдумчивый, дума
ЗАДАНИЕ 37. Проверьте заполненную таблицу. Объясните, по какому принципу вы распределили слова в ту или иную колонку.
Местоимения — это слова, которые «встают» на место различных частей речи. Они употребляются вместо именных частей речи: существительных, прилагательных и числительных. Пошел однажды кто-то на прогулку и нашел что-то. Поднял его и направился домой. Навстречу ему некто, остановил его и спрашивает: - Что несешь?- Что-то.- А чье оно?- Мое. - Давай меняться. У меня тоже есть кое-что. Несколько штук!Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понес домой что-то, а некто – кое-что. Вот и вся история.
Тренировочные упражнения. 1. Выполнение задания 27.2. Игра «Отгадай слово».- Я задумал слово, ваша задача – задавая лингвистические вопросы, отгадать, какая это часть речи.
Игра «Отгадай слово». - Я задумал слово, которое изменяется по падежам и числам, имеет род, отвечает на вопрос что? Что это за часть речи?
- Я задумал слово, которое… Задание на дом: § 9, 10; З. 26, 27(4).