Турнир знатоков русского языка Урок-игра в 5 классе Учитель русского языка и литературыЯкунина Марина Леонидовна
Задание: Вставить пропущенные буквы.Пол..искать ребёнка – пол..скать бельёОтв..рить дверь – отв..рить свеклуЗадр..жать от страха – раздр..жать другаСкр..пя зубами – скр..пя сердцеПло.. с дерева – пло.. из дереваВып..лить из ружья – вып..лоть грядку
Проверь!ОтвОрить дверь – отвАрить свеклуЗадрОжать от страха – раздрАжать другаСкрИпя зубами – скрЕпя сердцеПлоД с дерева – плоТ из дереваВыпАлить из ружья – выпОлоть грядкуПолАскать ребёнка – полОскать бельё
Слова, слова, слова…Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно-В огромном море – море слов Купаться ежечасно!
Задание: Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось по первым буквам.ШирокийТвёрдыйСтарыйСкучныйОднотонныйНеряшливыйУзкийМягкийНовыйИнтересныйЦветнойАккуратный
Объясните выражения 1. Минута в минуту. 2. Душа в душу. 3. Кот наплакал. 4. На скорую руку. 5. Чуть свет. 6. Спустя рукава. 7. Бить баклуши. 8. У чёрта на куличках. Проверь!ТочноДружноМалоБыстроРаноНебрежноБездельничатьДалеко
Шарады 1. Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин. 2. Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффиксы из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предмета.
3. В нём приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. Слово?4. Корень мой находится в цене,в очерке найди приставку мне,суффикс мой в тетрадке все встречали,вся же - в дневнике я и в журнале.
СКЛОНЕНИЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ПОИГРАЛ
ОЦЕНКА
ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКАСуществительное школа,Просыпается глагол.С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришёл.Встали мы — местоименье,Бьет числительное семь.За ученье, без сомненья,Приниматься надо всем.Мы наречием отличноНа уроках дорожим.Соблюдаем мы привычноДисциплину и режим.Не и ни у нас частицы,Нам их надо повторятьИ при этом не ленитьсяИ ни часу не терять!После школы, как известно,Мы катаемся в санях,Здесь особенно уместныМеждометья ох и ах.А потомУ теплой печиПовторяемЧасти речи! О. Высотская ПредлогСоюз
ЗАДАНИЕ: Составить предложение так, чтобы каждое слово начиналось с одной и той же буквы. Также учитывается количество слов в предложении. И смысл предложения.Например: Человек, чтобы что- то чувствовать, читает чудесные четверостишия..
РЕБУСЫАТОМ
ВОРОНА
АРБУЗ
РЕМОНТ
РУКАВ
ОВАЛ
РЕБУСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ АКУСТИКАОЗЕРО
Вот книга. Откройте:Вам станет известно,Что русский языкИзучать интересно.В ней к знаниямНовый проложен маршрут,В ЛингвиюКнижные тропы ведут…Мы книгу просим вас открыть!В ней спрятаны ответы:Как русский весело учить,Постичь его секреты,И как с героями дружить,И в лодку сесть одну,Как Море Знаний переплытьИ не пойти ко дну.
Итак, друзья, пришла пора проститься,И я хочу вам пожелать:Всегда с охотою учиться,Всегда с желанием трудиться,.Никогда не унывать,А русский на «отлично» знать!
Ресурсы Быстрова Е.А., Окунёва А.П., Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991г.Зимин В.И., Ашкрова С.Д. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М.: Школа – Пресс, 1994.Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992год.Львов М.Р. Учебный словарь антонимов русского языка. – М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по рус. яз.: Книга для учащихся 5-7 кл.- М.: Просвещение, 1989.http://www.logozavr.ru/362/ (ребусы)