Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах Урок русского языка в 5 классе
Громко прозвенел звонок,Он позвал нас на урок.Парта у меня в порядке:И учебник, и тетрадки.Я настроился, готовСлушать весь у вас урок.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ В нашем саду наступила золотая осень. Она раскрасила листья деревьев жёлтыми, багряными цветами. Но птицы улетают в дальние края. Их путешествие опасно.
КОГДА ПИСАТЬ- ТЬСЯ(Что делать?)Нужно хорошо учитьсяНе надо на уроке лениться-ТСЯ(Что делает?)Таня хорошо учитсяВаня никогда не ленится
Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов. В классе учит…ся девять мальчиков.Ребятишкам без дела не _сидит…ся.Хочет..ся ему мчат…ся на самолёте.Сережки ольхи качают...ся от ветра.Начинают показыват…ся первые листочки.
Задание: запишите пословицы, вставляя, если нужно, ЬНе потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся. Как шьет…ся, так и носит…ся. Кто много знает, с того много и спрашивает…ся.Дело мастера боит…ся.С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся
отгадайте загадкуКланяется, кланяется – придет домой, растянется. (топор).Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. (пол и потолок).Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. (печь, огонь и дым).
отгадайте загадкуДва брата купаются, а третий на берегу валяется. (ведра и коромысло).Два братца хотят подраться, да руки коротки. (коромысло). Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся. (письмо).
Перепишите, ставя глаголы в личной форме настоящего или будущего времени. Обозначьте спряжение каждого глагола.Два медведя в одной берлоге не (ужиться).Солнышко нас не (дожидаться). Что знаешь, того и знать не (хотеться).Дешево волк в пастухи (наниматься), да мир подумывает. Добрый пастух не о себе (печься), о скотине.От малого большое (зарождаться).Хвали сон, когда (сбыться). Не (гоняться) слон за мышью. Низко (кланяться), а больно кусает. Не нами свет начался, не нами и (кончиться). Слухом земля (полниться). Товар лицом (продаваться).