«Как много было храмов на Руси..» (Проблема исторической памяти и нравственного выбора человека в лирике Николая Рачкова и в рассказах Василия Шукшина) Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» 2012
Цель уроков: Познакомиться с проблемой уничтожения храмов и церквей (памятников русской культуры) через знакомство с рассказами Василия Макаровича Шукшина творчеством поэта Николая Рачкова. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, основанную на нравственности и духовности личности.
Эпиграф Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или Пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы, Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Юрий Левитанский
Илья Глазунов. Вечная Россия Как вы понимаете замысел художника?
Результат борьбы с «религиозным дурманом» Главный собор Русской Православной Церкви, храм Христа Спасителя в Москве, памятник воинской славы России, построенный в честь героев Отечественной войны 1812 года, был разрушен в 1931 году. Весь русский народ, от нищего до господ, жертвовал на него последние сбережения. Москва. Храм Христа Спасителя
Из воспоминаний оператора о разрушении Храма Христа Спасителя в Москве (Из воспоминаний оператора В.Микоши) «Стальными тросами стаскивали при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов. Рушилась отбойными молотками привезённая из Бельгии и Италии бесценная мраморная облицовка стен. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки… Сталин отдал распоряжение взорвать Храм.» Воссоздание его было завершено к знаменательному юбилею 2000-летию Рождества Христова. Тон Константин Андреевич – архитектор и строитель Храма Христа Спасителя.
Николай Рачков Как много было храмов на Руси! Всегда к церквушке приведёт дорога. Ты хлеб расти и травушку коси И не забудь, что всё тебе – от Бога. Насколько всё же помыслы чисты, Когда вкушаешь хлеб просвирки пресной. Душа цветёт от дивной красоты, От высоты и славы поднебесной.
Почему любовь нужна «святая»? Всё воскресим! Всё восстановим вновь! По всей стране – от края и до края! Всем на земле, как хлеб, нужна любовь, А нам – Чтобы любовь была святая. Николай Рачков И.Глазунов «Возвращение блудного сына»
Почему любовь нужна «святая»? Любовь духовная Любовь к земле родной Любовь деятельная Любовь к ближним своим Любовь к Богу и миру, Им созданному
Именно такой «святой» любви и не хватает нам сегодня, чтобы возродить свою страну.
Поразмышляем о прочитанном. Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Крепкий мужик»
Беседуем С описанием сельской церквушки и с главным героем, бригадиром Шурыгиным, на страницах рассказа мы встречаемся почти одновременно. Найдите то место в рассказе, где впервые упоминается о церкви. 1. Что говорится о ней, чем она была привлекательна? 2. Чем заинтересовала церковь Шурыгина?
Илья Глазунов. «На складе». 1986 3. Как содержание картины перекликается с сюжетом рассказа Василия Шукшина?
Беседуем 4. Как вы думаете, какую роль сыграл председатель в истории с разрушением церкви? Обоснуйте свой ответ..
Беседуем 5. Расскажите о поведении жителей села во время разрушения церкви. Приведите реплики жителей, которые говорят о том, что они были против затеи Шурыгина. 6. Как повёл себя в создавшейся обстановке сельский учитель? Охарактеризуйте его. Каков главный аргумент учителя, который требовал прекратить разрушение церкви?
Как автор относится к затее Шурыгина?
Как объясняют поступок Шурыгина односельчане? Для учителя – это разрушение культурного памятника, памятника страны. Для матери и жены – это грех, уничтожение духовности, нравственности. Продавщица: «Дурацкое дело нехитрое». Для неё церковь утерянная святость В чём заключается «грех» Шурыгина?
Какие чувства испытывал Шурыгин на протяжении всего рассказа? Взять кирпич для строитель-ства свинарника Упоение властью, наряду со смутным ощущением, что он делает что-то не то, выливается во внешнюю агрессивность. Сомнение в правильности своего поступка закрадывается в душу после того, как он услышал злость в ответе продавщицы Со спокойной совестью глядит на роющихся в кирпиче ребятишек и думает: «Вырастут, будут помнить: при нас «церкву свалили..»
Рефлексия Домашнее задание. Подберите примеры из жизни, рассказывающие об аналогичном отношении людей к памятникам культуры. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему Василий Макарович Шукшин назвал свой рассказ «Крепкий мужик»?»
Поразмышляем о прочитанном. Рассказ Василия Макаровича Шукшина «Мастер»
Почему рассказ называется «Мастер»? Михаил Абакумов. Святое место
Характеристика главного героя рассказа Кто такой Сёмка Рысь? Охарактеризуйте его? «И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки. Она – в руках… Кажется, не знать таким рукам усталости…»
Как автор описывает сельскую церковь? «О чём думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?» С.Андрияка. Конец августа в Радонеже. 1990
«Гимн» строителю церкви в Талице « Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота , что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо.
Почему Семке хотелось восстановить церковь в Талице? «Красота-то какая!» «Мастер подобрал туда какой-то особенный камень, наверно с примесью слюды.. «Это гордость всего русского народа, а на неё все махнули рукой. А отремонтировать, она будет стоять ещё триста лет и радовать глаз и душу». Храм Покров под Владимиром
Всё воскресим! Всё восстановим вновь! Храм в честь Преображения Господня в селе Вершилово был построен в 1827 году на средства местных жителей. В 1937 году храм был закрыт – приход разогнан, колокола сняты, иконы разграблены. В 1999 году вновь был организован приход, возобновились богослужения, началось восстановление храма.
Рефлексия Какова основная мысль и проблема рассказа «Мастер»? Почему Сенька Рысь оставил свою затею восстановить талицкую церковь? Чём похожи и чем отличаются герои рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик» и «Мастер»?
Использованная литература Есеева Т.А. «А Россия была и будет..» Приложение к журналу «Литература в школе» №5 - 2007, стр.5 Черкезова М.В. Рассказ В.М.Шукшина «Крепкий мужик». Журнал «Литература в школе» №6 – 2007, стр.31 Репродукции картин Ильи Глазунова, С.Андрияка, М. Абакумова и др.