Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (урок «открытия» новых знаний) Жирнова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Новополеводино» Саратовской области Балаковского района
Задачи, стоящие перед нами на уроке: находить существительные, которые имеют форму только единственного числа; употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;включить в систему знаний новый материал и повторить пройденный.
Проверим готовность к уроку Игра «Третий лишний»Кони, лошади , пониПесни , ножницы, буриСумерки, темнота, вечерКакое мы можем сделать открытие?
Третье «лишнее» ПониНожницыСумеркиНаше открытие:не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное;есть существительные, которые имеют форму только множественного числа.
Из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа.Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.ПроверимВорота, очки, тиски, чернила, опилки, весы, хлопоты, макароны, горелки, грабли.
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром, и, качаясь, шепчет шаловливо: « С добрым утром!»ЗаданиеВыпишите в тетрадь все имена сущ., определите их род и число.Можно ли от них образовать форму множественного числа? Вопросы для мышления:Как найти существительное? На какие вопросы они отвечают?Как определить род у имени существи-тельного?В каком числе употреблены выписанные существительные?
У плетня – сущ., в м.р., ед. ч.Крапива – сущ., в ж.р., ед.ч.Перламутром – сущ., в м.р., ед.ч.Утром – сущ., в ср. р, ед. ч.Вывод: от данных существительных нельзя образовать форму множественного числа.
Самостоятельно формулируем тему урока Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Проверим, правильно ли выполнили упражнение № 513
Самостоятельная работа Подобрать к сущ. антонимы, которые употребляются только в ед. числе.(Выбери сам вариант)
Самопроверка 1вариантПравда – ложь, бедность – богатство, горе – радость, старость – молодость, белизна – чернота.2 вариантБеготня – тишина, свет – тьма,движение – неподвижность, доброта –злость, боязнь – смелость.
Игра Если не составил предложение, смотри подсказку
Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи - …Молоко, творог, сметана и редис - …
Клише для рефлексии Что мне удаётся?Что у меня не получается?Что ты мне посоветуешь?
Домашнее задание по выбору Параграф №96: словарные слова в рамках записать в словарь и выучить(всем).Упражнение № 514(выполни по образцу)Упражнение №515( проведи выборочную работу по тексту)Упражнение №516( составь предложения по заданной теме)
Молодцы!Благодарю за урок,желаю удачного дня.