Гласные o и e после шипящих в суффиксах имен существительных
Проверка домашнего задания 1.Прочитайте отрывок из произведения Дж. Свифта «Гулливер в стране лилипутов».Что за чудо!У самого его подбородка стоит человечек, настоящий человечек с руками и ногами!..Недалеко от его правого уха послышался частый, дробный стук, будто кто-то рядом вколачивал в доски гвоздики.— Найдите и выпишите имена существительные с суффиксами -ек, -ик и объясните их правописание.
Найдите недостающее звено в цепочке однокоренных словчай — чайничек .Запишите слова бетонщик, арматурщик, постройте их словообразовательную модель.4. Запишите слова смазчик, перебежчик, обходчик.Какова их словообразовательная схема?
Знакомство с новым материалом, повторение пройденного. 1.Прочитайте пары слов. Сделайте вывод, когда в суффиксахимен существительных после шипящих пишется о, а когда е.Пушок —пушочек, ручонка— рученька; рубашонка — рубашечка.Проверьте себя по учебнику (правило на с. 101, § 46).
2.Вспомните правило написания о, е в окончаниях и в корняхимен существительных. Одинаковы ли правила для различных морфем имен существительных?
Тренировочные упражнения Запишите слова из упр. 253 в два столбика: с о в суффиксе; се в суффиксе.Выполните устно упр. 254.
Словарные слова: Копи’роватьАге’нт
Из упр. 255 приведите примеры на правописание о, е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях имен существительных. К какой части речи следует отнести слово черен? Сделайте морфемный и этимологический разбор слова порошок.
Физминутка 1. И.п. стоя, кисти на плечах. Вращение плечами вперёд, назад. 5 раз2. И.П. стоя. Вращение стоп ног и кистей рук. 5 раз3. И.п. стоя. Кисти рук на лбу – сопротивление головой, руки на затылке – сопротивление головой. 5 раз.4. Сосредоточить внимание на ручке, перевести взгляд на соседа впереди. 5 раз.
Самостоятельная работа: упр. 257.
Задание на дом § 46, на выбор: упр. 258.свободный диктант (упр. 258): читается первый абзац текста, потом записывается по памяти; затем так же происходит запись второго и третьего абзацев текста.