ОБРАЩЕНИЕИ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НЕМ
ПЕРВЫЙ УРОКЦель. Повторение и закрепление сведений об обращении; формирование умений:1) находить в предложении обращение, употреблять его в речевой ситуации;2) правильно ставить знаки препинания при обращении;3) выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку. Подчеркните грамматические основы предложений. Если встретится односоставное предложение, определите его вид.Земля родная будь ты мне всегда мила. (А.Плещеев)2. Люблю твою Россия, старину. (Н.Рубцов)3. Прекрасны вы поля земли родной. (М.Лермонтов)Продолжите работу над предложениями: подчеркните в них как члены предложения остальные слова. Что вы можете сказать о словах, которые остались неподчеркнутыми?
Прочитайте теоретический материал об обращении по учебнику (с.160), ответьте на следующие вопросы:Что такое обращение?Что такое нераспространённое и распространённое обращение?Какую форму имеет обращение ис какой интонацией оно произносится?Для чего служат обращения в устной и письменной речи?Где может стоять обращение в предложении?
Запишите предложения:Хороша Россия в ледоход весной,Только первый снег ее снится нам и в зной. (Крутецкий)2. Родина многих величайших художников: Кипренского и Брюллова, Крамского и Левитана, Серова и Шишкина – Россия.3. Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет. (Ф.Тютчев)4. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь. (М.Ножкин)– В роли каких членов предложения выступает слово Россия? В каком предложении это слово не является членом предложения? Почему?
Ю.Гвоздарев «Язык есть исповедь народа...»). Звательный падежПриплыла к нему рыбка, спросила:«Чего тебе надобно, старче?». (А.С.Пушкин).Пойди, княже, с нами в дань («Повесть временных лет»);Милостивейший государь батюшко! (Обращение в письме царевича Алексея к царю Петру.)Князь – княже, батюшка – батюшко, отец – отче, старик – старче – во всех этих случаях перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском; в русском же исчез.
Домашнее задание:с.160 (связный рассказ)Заполнить таблицу своими примерамиили упр.356 (синт .разборы для всех обязательны)3) Правописание ПРЕ- и ПРИ-