Глаголы переходные и непереходные РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2
Орфографический диктант (с самопроверкой) Отобразить, оберегать, преградить, приобрести, расставаться, разбирать, сбросить, сшить.0 ошибок- 51-2 ошибки- 43-4 ошибки- 35 и более ошибок- 2
«Что мы знаем о глаголе»( блиц- опрос со взаимопроверкой) что делать? что сделать?действие предметанеопределенная формаспряжениевремя, лицо, число, родсказуемое0 ошибок- 51-2 ошибки- 43-4 ошибки- 35 и более ошибок- 2
Переходные и непереходные глаголы Что такое переходность/непереходность, как это определить, к какой группе признаков они относятся? спряжениевремячислопереходностьнепереходностьлицород Сформулируйте тему урока и вопросы, на которые нужно получить ответ.
Определяем проблему урока Прочитайте текст упражнения 544.Выпишите сказуемые и дополнения. Уплотнил его, сделал выход, устелил сиденье, начать беседу, схватил лапник, собрал его, собрал в веник, затушил пожар, пережгло кору. Переходными или непереходными являются глаголы, имеющие при себе дополнение в В.п.?
Открываем новые знания Распределите глаголы в группы:а) требуют прямого дополнения;б) не могут иметь прямого дополнения. Уселся, видела, прочту, стоял, сочинил, бороться, прыгает, не знали. виделапрочтусочинилне знали уселсястоялборотьсяпрыгает Прочитайте текст в рамке учебника (с. 128) и определите, в какой группе глаголы переходные, в какой – непереходные.
Разработайте алгоритм определения переходности/ непереходности глаголов. 1. Найдите глагол в предложении. 2. Установите, возможно ли дополнение при нем. непереходный глагол 3. Определите падеж (поставьте вопрос кого? что?). 4. Установите, есть ли предлог. переходный глагол непереходный глагол
Определительная работа Назовите номера, где есть ошибки в определении переходности/ непереходности глаголов. 1. Постучались в дверь (непереходный)2. Открыл дверь (переходный)3. Спросил их (непереходный)4. Поверил им (переходный)5. Отвечают мне (непереходный)
Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте переходные и непереходные глаголы. Исследовать (что?); разглядывать(что?); расспрашивать (у кого?); обнаруживать(с чем?); помогать (кому?); стоять (на чём?); руководить (чем?); не чувствовать (чего?)Слова для справок: окрестности, находки, жители, с удивлением, археологи, курган, раскопки, усталость. исследовать (перех.)окрестности; разглядывать (перех.)находки; расспрашивать(неперех.)жителей; обнаруживать (неперех.)с удивлением; помогать (неперех.) археологам; стоять (непрех.) на кургане; руководить (неперех.) раскопками; не чувствовать (перех.) усталости.
Рефлексия Какую цель ставили на уроке?Какого результата достигли?Остались ли невыясненные вопросы?Чему научились на уроке?Что показалось самым трудным? а интересным?Домашнее задание.1 п.66, правило- учить2. о/к – запомнить3.упр.540