Дислексия
Определение термина Педагогический подход: дислексия — частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения.Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарьКлинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей
История Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году.В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению.В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму.В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.
Причины «Вторичная, или дислексия, связанная с нарушением гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития«Дислексия травмы» возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. «Первичную дислексию» можно определить как дисфункция мозга.
Виды Фонематическая - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа. Мнестическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Семантическая - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений при технически правильном чтении. Аграмматическая - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Оптическая - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. Тактильная - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Речевая симптоматика дислексии Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются".Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.
Неречевая симптоматика дислексии Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтенияПовторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и словНеспособность уложиться с выполнением задания в отведенное времяПлохая памятьТрудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.
Диагностика Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.
Методы коррекции Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики.Метод кинезиологической коррекции.Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия.Зеркально-симметричное рисование обеими руками.Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко.Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие.Поисковые таблицы слов "Фотоглаз".Метод "озвученного" чтения.Метод словесных анаграмм.Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.
ВлияниедислексииОрфографияОбразованиеЧтениеЗдоровьеЖизньКарьераСамооценкаМатематика
Известные дислектики
Известные дислектики
Известные дислектики
Известные дислектики