Урок русского языка во 2 классеТема: Деление слов на слоги и для переносаУчитель начальных классов МБОУ «Ясновская СОШ» Славского района Калининградской области: Белкина Нина Викторовна
Цель: учить переносить слова, учитывая правила переноса Задачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения - развитие образного и вербально-логического мышления (деление на группы); умения сравнивать, сопоставлять, обобщать; создавать условия для формирования учебных качеств: усидчивости, умения работать в паре и в группе; воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка Наглядное обеспечение: таблицы с буквами для работы в парах; 6 магнитов; карточка со словом «посуда»; 2 листа со словами из словаря; карточки с картинками для дополнительной работы; учебник русского языка В. П. Канакиной; 3 листа с текстом для групповой работы; на доске 2 предложения со словами с удвоенной согласной
1. Организация начала урока. Присоединение
2. Каллиграфическая минутка (раздаточный материал – таблицы с буквами для работы в парах. Большая таблица закрыта на доске, с ней работает ученик )
Работа в парах Закройте фишками буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные звуки (щ, й);букву, которая может обозначать тот же звук, что и буква –а- (я);буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные звуки (ж, ц)букву, которая звука не обозначает (ь)
Запишите оставшиеся в таблице строчные буквы. Составьте из них слово и запишите в тетрадь. (карточка со словом посуда) -Каково лексическое значение слова?
Посуда – хозяйственные предметы для еды, питья, хранения припасов.
-Как назовём это слово? (словарное) Почему? 3. Актуализация опорных знаний
(на доске 2 столбика словарных слов – на листах А-4) -К какой группе словарных слов добавим новое слово? (к трёхсложным) Ветер берёза Пенал лопата Сахар ученик Заяц осина
-Как вы определили, что во 2-м столбике трёхсложные слова? Запишите их в тетрадь, деля на слоги. (2-е учащихся в это время работают у доски)
бе-рё-за ло-па-тау-че-нико-си-напо-су-да
Все ли слова смогли записать на строку? Как поступили? (перенесли) Как?-Как перенести слово с одной строки на другую? -Здесь порядок очень строгий. Делим все слова на слоги, Переносим по слогам…
Работа с учебником русского языка (авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) с. 73 упр 112 (выписать слова, которые разделены для переноса)
Доп. карточки с картинками (см ниже), где надо записать названия словами, деля для переноса
улит-ка окунь-ки утю-ги у-ли-цали-ни-яу-лейа-ку-лара-ди-о
-Чем отличается деление для переноса от деления на слоги? (делим слова для переноса на две части)-Какие ещё правила переноса вспомнили?
Одну букву не оставляют на строкеи не переносят на другую строку Буквы й и ь не отделяют отстоящей перед ними буквы Перенос слов Не переносят слова, имеющие один слог
5. Групповая работа 1 группа: Выписать слова, которые нельзя перенести. У Володи сестра Ольга. Она написала ему письмо. Девочка просит купить ей коньки.2 группа: Выписать двусложные слова и разделить их для переноса. (тот же текст)3 группа: Выписать трёхсложные слова, указать все случаи переноса (тот же текст)
У Володи сестра Ольга. Она написала ему письмо. Девочка просит купить ей коньки.
6. Знакомство с переносом слов с двойными согласными Стоит осенний день. Анна собирает листики.-Прочитайте предложения. Спишите любое, деля слова для переноса. У кого возникла проблема? Почему? Как решили проблему?
При переносе слов с удвоeнными согласнымиодну букву оставляют на строке,другую переносят (ван- на)
Рефлексия Над какой темой работали? Зачем изучаем её? Какие правила переноса должны помнить?
Одну букву не оставляют на строкеи не переносят на другую строку Буквы й и ь не отделяют отстоящей перед ними буквы Правилапереноса: Не переносят слова, имеющие один слог При переносе слов с удвоeнными согласнымиодну букву оставляют на строке,другую переносят (ван- на)