Урок-зачёт по теме «Частица» Русский язык, 7 класс Кокорина О.Б.МБОУ «СОШ» п.Пашия
I. Укажите в предложении слово, не обладающее собственным значением, но придающее дополнительный оттенок значениям других слов или всему предложению: Как кроток и отраден день лучистый… (К.Бальмонт)1—первое слово 3—третье слово2—второе слово 4—четвёртое слово
II.Укажите в предложении слово, создающее особую грамматическую форму, но лишённое самостоятельного грамматического значения: Пусть не сабельным ударом пресечётся жизнь моя! (Д.Давыдов)1—слово моя –-с указательным значением2—слово пусть—формирующее значение повелительного наклонения3—слово не-- отрицание
III. Какие дополнительные оттенки вносят частицы? 1—Неужели опоздал? Разве ты не знал? Ты ли это сделал?2—Вот мой дом. Вон там гора.3—Что за аромат! Куда уж тебе!А—оттенок указательностиБ—вопросительныеВ—восклицательные: оттенок эмоциональности
IV. Определите по дополнительному оттенку, вносимому частицами в предложения, их разряд: 1-Она просила исполнять ваши желания, и только. (Н.Лесков)2—Матушка на другой же день отправилась к мачехе, поджидавшей её с особенным интересом. (Е. Водовозова)3—Он моря не боится. (И.Бунин)4—Нет ни звезды. (И.Бунин)А—отрицательная частицаБ—усилительная частица
ОТВЕТЫ 1—1 2--2 3—1Б,2А,3В 4—1Б,2Б,3А,4Б
Подведение итогов урока