Уроки стихосложения.
Лингвистический эксперимент.Сравните два исполнения строфы из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
- Что изменилось? Стихотворение расползается, теряется его энергетика, ритм. Значит, ритм – важнейший атрибут стихотворения. Окружающая жизнь, жизнь природы, людей построена на ритмах. День чередуется с ночью, на смену зиме приходит весна … Где мы еще встречаем ритмичные чередования?В школе уроки чередуются с переменами, тикают часы, стучит сердце, чередуются вдох-выдох. Ритм есть в музыке, в танцах.- Стихи тоже построены на ритме. Как, например, день чередуется с ночью, образуя сутки, так ударный слог чередуется с безударным, образуя стопу. Стопа повторяется, образуя строку(стих). Строки чередуются друг с другом, образуя стихотворение.
Двухсложные размеры. Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример: МА-ма МЫ-ла РА-му. Схема: /- /- /--Сколько стоп?-На какой слог в стопе падает ударение? Значит, приведённая строчка - поэтическая. А размер этого стиха- хорей(трёхстопный).
Возьмём пример посложнее. Люблю грозу в начале мая... Это - начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза". Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая? Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я... Схема:-/ -/ -/ -/Здесь наоборот, ударный слог - каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй. Это ямб(четырёхстопный).Стопа совсем не обязательно должна составлять слово(в на-ча-ле ма-я)
Трёхсложные размеры. БУ-ря на НЕ-бе ве-ЧЕР-нем,МО-ря сер-ДИ-то-го -ШУМ...Схема:/-- /-- /- /-- /-- /Это ДАКТИЛЬ(трёхстопный) СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ныйВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ.../-- /-- /-- /-/-- /-- /-- /Это четырёхстопный дактиль.
Амфибрахий: одНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Поруя ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.(Н.А. Некрасов);Схема: -/- -/- -/- -/- (четырёхстопный)ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над этим/класСИчес/ким РИмом,/ под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./ (А.Н. Майков). -/- -/- -/- - (трёхстопный)
Анапест: я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/ я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/ и о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/ не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./ (А.А. Фет); Схема: --/ --/ --/(трёхстопный)
Чтобы запомнить, на какой слог в трёхсложном размере падает ударение, воспользуемся подсказкой. Дактиль- 1слогАМфибрахий- 2слогАнапест- 3слогД-ам-а
Для удобства определения размера подберём ключевые слова, состоящие из 2 или 3 слогов с соответствующим данному размеру ударением. Например, ХО-ЛОД- это хорей.НА- ша ТА- ня ГРОМ- ко ПЛА- чет заменяем наХо- лод хо- лод хо- лод хо-лод .Это четырёхстопный хорей.
Ключевые слова для каждого из пяти стихотворных размеров содержатся в такой таблице: ОПОРНАЯ СХЕМАХОЛОД, крепкий, ХОРЕЙЯНВАРЬ метет, ЯМБДАШЕНЬКА ДАКТИЛЬВ АПТЕКЕ АМФИБРАХИЙАНАНАС берет АНАПЕСТ
Потренируемся. и-ДЁТ бы-ЧОК ка-ЧА-ет-ся -/ -/ -/ - -ян-варь ян-варь ян-варь та-таОбратите внимание: в последней стопе нет ударения. . И это очень естественно: у нас же не все слова состоят из двух слогов! Если бы таких пропусков не было, стихи были бы похожи на однообразный барабанный бой.Пропуск ударения носит название пиррихий.Наоборот, дополнительное ударение называется спондей.ДА, для- нас это- грязь на ка-ло-шах, ДА, для -нас это- хруст на зу-бах…/ -/ -/ - -/ -
Потренируемся. 1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе? Для берегов отчизны дальнойТы покидала край чужой... Сколько стоп в этих строках Шекспира? Но нет печальней повести на свете,Чем повесть о Ромео и Джульетте. 2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова? Однажды в студёную зимнюю поруЯ из лесу вышел; был сильный мороз... Сколько стоп в амфибрахии Майкова? Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом,Под этаким небом невольно художником станешь. 3. Сколько стоп в анапесте Фета? Я тебе ничего не скажу,Я тебя не встревожу ничуть,И о том, что я молча твержу,Не решусь ни за что намекнуть.
Рифма- созвучие в конце строки. Незнайка к слову палка подобрал рифму селёдка. В чём ошибка?Ошибка Незнайки была в том, что рифма на самом деле - не просто повторяющийся слог, а повторяющийся ударный слог .Например, ПАЛ-ка – СКАЛ-ка, се-ЛЁД-ка – ЛОД-каРифмы, как лица, бывают красивые и некрасивые; как люди - богатые и бедные, мужские и женские и ещё всякие другие
Что такое богатые и бедные рифмы? соль – боль – 3буквы – бедная рифмаучитель – мучитель – 6 букв и полностью повторяются сразу три слога "у", "чи" и "тель»- богатая рифма.
Мужская и женская рифма. Мужская рифма предполагает ударение на последнем слоге от конца слова ("соль-боль", "том-дом", "парик-материк" и т.п.).Женская - ударение на предпоследнем слоге от конца слова ("мама-рама", "учитель-мучитель", "учёный-увлечённый")."вороны-стороны", "мужество-дружество", "Наталия-талия»- это рифма дактилическая(см трёхсложный размер дактиль /- - ).
Способы рифмовки. Буря мглою небо кроет, (А)Вихри снежные крутя. (Б) То как зверь она завоет, (А) То заплачет, как дитя. (Б) - это перекрёстная рифма. Были бури, непогоды, (А) Да младые были годы! (А) В день ненастный, час гнетучий (Б) Грудь подымет вздох могучий... (Б) (Е.А. Баратынский)- это смежная (парная) рифма.Всходили робко облака (А)На небо зимнее, ночное, (Б) Белела в мертвенном покое (Б) Оледенелая река. (А) – это опоясывающая(кольцевая) рифма (Ф.И. Тютчев)
Каламбурные рифмы- игра слов". Каламбурная рифма, таким образом, предполагает такую словесную игру, когда совершенно разные слова имет похожее звучание, особенно будучи составлены вместе. Область рифм - моя стихия,И легко пишу стихи я, Без раздумья, без отсрочкиЯ бегу к строке от строчки, Даже к финским скалам бурымОбращаюсь с каламбуром. (Д.Минаев)"Вы, щенки! За мной ступайте!Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу".(А.Пушкин)
Жанры лирики. Торжественное прославление героя в стихах называется одой. По-гречески ОДА - означает "песнь". В древности она исполнялась хором под музыкальный аккомпанемент. Стихотворение Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» -ода. Фелицы слава - слава Бога, aКоторый брани усмирил; bКоторый сира и убога aПокрыл, одел и накормил; bКоторый оком лучезарным c 10 строк , 4-стопный ямб.Шутам, трусам, неблагодарным cИ праведным свой свет дарит; dРавно всех смертных просвещает, eБольных покоит, исцеляет, eДобро лишь для добра творит. dГ.Р.Державин.
Элегия - тоже древнейший лирический жанр, стихотворение о радостях и печалях жизни, чаще - о печалях, а значит, стихотворение грустное, или философское, или даже молитвенное, стихотворение, не рассчитанное на чтение в собрании, предполагающее интимное общение со слушателем (читателем). Е.А. Баратынский: Расстались мы; на миг очарованьем, На краткий миг была мне жизнь моя, Словам любви внимать не буду я, Не буду я дышать любви дыханьем! Я всё имел, лишился вдруг всего; Лишь начал сон... исчезло сновиденье! Одно теперь унылое смущеньеОсталось мне от счастья моего.
Поэтическое послание. Он тоже пришёл в нашу поэзию из Античного мира, ведь с тех пор, как существует поэзия, существуют и те, кому она предназначается Послания - это стихотворения, близкие к эпистолярному жанру, то есть к жанру ПИСЬМА, точнее ОТКРЫТОГО письма, которое рассчитано на то, что корреспондент в той или иной мере обнародует его. Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! А.С.Пушкин.
Эпиграмма, в древности бытовавшая в качестве просто краткой, афористичной стихотворной надписи, а затем сделавшаяся лапидарным, злым сатирическим стихотворением. Эпиграмма А.С.Пушкина: "Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда, полуподлец, но есть надежда, что станет полным наконец." Эклога, длинное диалогическое стихотворение, представляющее собой идиллический разговор пастухов о любви и природе. Уже осенние морозы гонят лето,И поле, зеленью приятною одето,Теряет прежний вид, теряет все красы;Проходят радости, проходят те часы,В которы пастухи средь рощи обитали.Уже стада ходить на паству перестали,И миновалася приятность прежних дней,Когда предвозвещал Аврору соловей,На зыблющихся пел сучках и утешался,И голос одного по рощам раздавался.
Баллада Издавна балладами считались небольшие поэмы, чаще всего написанные четверостишиями и трактующие в стихах народные легенды или бытовые остросюжетные истории. ЛЕСНОЙ ЦАРЬКто скачет, кто мчится под хладною мглой?Ездок запоздалый, с ним сын молодой.К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик."Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?""Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:Он в темной короне, с густой бородой"."О нет, то белеет туман над водой"."Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне;Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои"."Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит"."О нет, мой младенец, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы"."Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей:При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять"."Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей"."О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне"."Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой"."Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".Ездок оробелый не скачет, летит;Младенец тоскует, младенец кричит;Ездок подгоняет, ездок доскакал...В руках его мертвый младенец лежал.В.А.Жуковский